Вы спрашивали?
«Здравствуйте, Наталья. Мне нужен совет психолога, который работает с детскими страхами. Дело в том, что мой трёхлетний сын испугался собаки, которая облаяла его на прогулке. С тех пор, всякий раз, собираясь на улицу, он спрашивает, не встретится ли ему "та собака". Он снова и снова вспоминает её, хотя с момента злополучной встречи прошло уже полгода. Теперь, мы стараемся ходить только на огороженные детские площадки, которые недоступны для выгула собак. Если сын видит собаку на дороге, он просит взять его на руки и начинает хныкать. Ситуация стала обостряться тем, что соседи по лестничной площадке купили себе очень звонкого щенка боксёра. Он ещё совсем маленький, но сын отказывается выходить за дверь, пока я не проверю, нет ли там собаки. А когда слышит, что щенок лает, встречая своих хозяев, прибегает ко мне и говорит, что боится. Мне пришлось даже спрятать всех игрушечных собак, так как однажды я заметила, что сын не только не играет с ними, но и пытается убрать в какое-нибудь труднодоступное место. Мне посоветовали «проработать» этот страх в игре, показывая, что в собаке нет ничего страшного. Однажды, мой брат, стал играть с ребенком, и «залаял» изображая собаку. Сын в слезах бросился ко мне. Я очень боюсь за малыша. Меня пугает, что от этого он станет нервным и запуганным. Не будет ли его теперь всю жизнь преследовать страх собак? Как помочь сыну справиться с этой проблемой?»
Е., 32 года. Москва.
Отвечаю.
Здравствуйте, Е. Вопросы, связанные с боязнью собак, темноты и одиночества родители задают очень часто. Для того чтобы понять, как справиться с проблемой, нужно, прежде всего, понять её суть. Любой человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же нормальные и неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, удивление и печаль. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Однако, если страхи сохраняются на длительное время, это может служить признаком психического неблагополучия ребенка, что говорит о неправильном поведении родителей или о наличии скрытых внутренних конфликтов.
В возрасте от 1 до 3 лет дети часто бояться неожиданных резких звуков, это типичный, так называемый «нормативный» страх, свойственный данному периоду развития любого ребенка. Посмотрите, как вы описываете момент, когда малыш испугался: «…собака облаяла его». Первичным является не страх собаки, а именно её лай. Неожиданный резкий звук, т.е. лай, стал стартовым для механизма формирования страха, который свойственен более позднему возрасту. Обычно, боязнь животных проявляется в период от 3 до 6 лет. Щенок, которого купили ваши соседи именно «звонкий»; ваш ребёнок боится, когда он лает, встречая своих хозяев; ваш брат «залаял» изображая собаку, и именно этого и испугался малыш. Боязнь собак в данном случае всего лишь вторичный страх, однако, с возрастом он может усугубляться. Понаблюдайте за ребёнком в различных ситуациях. Возможно, вы заметите, что автомобильная сигнализация, громкие голоса, хлопки выхлопных труб машин, гудки и другие, неожиданные и резкие звуки, также пугают малыша, просто вы меньше обращаете на это внимание.
В сложившейся ситуации «прорабатывать», т.е. проигрывать психотравмирующую ситуацию «залаяв» на ребёнка было не только не целесообразно, но и обострило положение.
Я предлагаю разделять боязнь громких звуков и страх собак. Прорабатывать эти страхи так же надо по отдельности и поэтапно:
Шаг первый. Чтобы ребёнок перестал бояться громких звуков, попробуйте научить его издавать эти звуки самостоятельно. Важно, чтобы громкость звучания увеличивалась постепенно и по желанию малыша. Это возможно в игре-соревновании. Езжайте в лес и устройте праздник крикунов. Предоставьте ребёнку возможность выиграть состязание на «Самого громкого петуха». Можно поиграть в «эхо», повторяя всё, что говорит малыш, постепенно усиливая звук. Устройте шумовой шторм: стуча в барабаны, дуя в дудки болельщиков и т.д. Поиграйте дома в кухонные «музыкальные» инструменты: стучите по кастрюлям, сковородкам и тарелкам. Пойте громкие песни-марши, читайте вслух стихи и многое-многое другое. При этом избегайте ругаться и кричать на ребенка. Громкие звуки должны ассоциироваться у малыша с весельем и развлечениями.
Шаг второй. Постепенно приучайте к громким звукам в бытовых ситуациях. Дайте ребёнку возможность самостоятельно регулировать громкость магнитофона, телевизора, радио и т.д. Понемногу интерес к этим занятиям у малыша будет идти на убыль, но первое время вам придётся потерпеть его «эксперименты». Обратите внимание чада на сообщения, звучащие по громкоговорителю, на вокзале, в метро, в транспорте. Объясните, зачем это необходимо.
Шаг третий. Имитирование звуков природы. На этом этапе постарайтесь дать ребенку возможность почувствовать, что такое «тихо» и «громко». Учите малыша управлять звуком: «Как пищит мышка? Тихо-тихо. Пи-пи-пи. Как мычит корова? Му-му. А как будит всех утором петух? Громко-громко. Чтобы все проснулись. Ку-ка-реку». Как летит самолёт? Как бежит стадо слонов? Как крадётся тигр? Как мяучит котёнок?» и т.д. Внимательно наблюдайте за реакцией ребёнка, если вы почувствовали, что малыш перестал бояться звуков, предложите ему среди других животных изобразить лай собаки.
Шаг четвёртый. Чтобы ребёнок перестал бояться именно лая собаки, посмотрите вместе мультфильмы из серии «Котёнок по имени Гав». Затем, дайте малышу возможность проиграть несколько вариантов «собачьего» разговора: «Как говорит щенок, который хочет подружиться? (Тяф-тяф). Как лает пёс, который выпрашивает косточку? (Гав-гав) Как сторожевая собака отгоняет вора? (Р-р-ряф) и т.д.
Проводя работу по снятию первичного страха: боязни громких и неожиданных звуков, можно постепенно переключаться на проработку вторичного страха – боязни собак.
· Попробуйте познакомить малыша с тихой, спокойной и дружелюбной … кошкой. Кошки меньше собак и ими легче управлять, но у них как и у собаки, есть шерсть, лапы, когти, зубы и т.д. Обратите внимание ребенка, как похожи эти животные. Сходите в зоопарк, почитайте книги о животных, посмотрите мультфильмы и фильмы, где кошки и собаки выступают положительными и дружелюбными героями. Ваша цель создать в сознании ребёнка цепочку: кошка – хорошая и безопасная, собака похожа на кошку – она тоже хорошая и безопасная.
· Посетите выставку животных. «Театр кошек». «Живой уголок». Сходите на птичий рынок. Понаблюдайте за поведением животных на улице, в парке. Возьмите с собой на прогулку фотоаппарат и сфотографируйте как можно больше животных.
· Найдите способ познакомить малыша со спокойным щенком, который ещё не умеет лаять. Если ребенок не хочет, не надо заставлять его дотрагиваться или подходить к животному.
· Такой радикальный метод – как взять на воспитание щенка или котёнка, бывает очень эффективен, но не всегда возможен. Если вы не можете содержать животное, старайтесь чаще бывать в гостях у своих друзей, которые имеют спокойную собаку или кошку.
· Учите ребенка управлять поведением собаки. Расскажите, как надо давать команды и покажите, какие команды умеет выполнять собака. Дайте ребёнку возможность почувствовать, что он может регулировать поведение животного.
· Попросите своих соседей помочь вам. Пусть они позволят вашему сыну немного «покомандовать».
Вы так же пишите: «Я очень боюсь за малыша. Меня пугает…». Хорошо, если вы волнуетесь, не показывая свою тревогу при ребёнке. Родители, а особенно бабушки, часто открыто демонстрируют свои страхи не задумываясь, какой эффект производит такое поведение на детей. Фразы типа: «Как же ты меня напугал», «Страсть, как боюсь я всего этого», «Я боюсь за тебя» и т.п., могут способствовать развитию страхов и формированию устойчивого тревожного поведения. В этом случае, малыш просто копирует поведение взрослых и переносит их опасения на себя. Если вы хотите избавить ребенка от какого-либо страха, возьмите для себя за правило: Не демонстрировать открыто свои тревоги, не показывать их ни мимикой, ни жестами, ни словами.
«Не подходи к собаке, она укусит», - часто говорят родители, которые сами боятся собак. Если вы замечали за собой подобные фразы, возможно, причина детского страха лежит в вашей боязливости. В этом случае придётся набраться мужества и продемонстрировать приязнь (или хотя бы безразличие) к собакам. Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Чем больше вы тревожитесь, нервничаете и паникуете, тем сложнее будет справиться с проблемой.
Если же в результате всех Ваших усилий ситуация не нормализуется, тогда, необходимо будет лично обратиться к специалистам: невропатологу, детскому психологу или психотерапевту.
Еще больше ответов на ваши вопросы в моей книге "Дошкольники: растем вместе. От 3 до 6 лет".