Найти тему

Джордж Харрисон и "Бангладеш" - как "самый тихий из битлов" разозлил Генри Киссинджера

Бангладеш - самая эмоциональная песня Джорджа Харрисона, после которой и утвердилось новое название Восточного Пакистана. В 1971 году "самый тихий из битлов" записал сингл и организовал первый в истории музыки концерт для сбора средств в пользу пострадавших от войны и стихии.

СЛУШАТЬ ПОДКАСТ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:

Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941

Bangla Desh ("Бангладеш") - одна из самых эмоциональных песен Джорджа Харрисона. Она была издана как благотворительный сингл в июле 1971 года в поддержку миллионов беженцев, пострадавших от циклона Бхола и гражданской войны.

Песня "Бангладеш" считается "одним из самых убедительных социальных заявлений в истории музыки" - она помогла Бангладеш заручиться международной поддержкой и установила имя молодой нации во всём мире. Даже генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил, что песня помогла привлечь к Бангладеш внимание всего мира.

Это был первый благотворительный сингл в поп-музыке. Через несколько дней после его выхода в Нью-Йорке на Мэдисон Сквер Гарден состоялся концерт в поддержку Бангладеш - он считается первым благотворительным концертом в истории музыки (за 14 лет до Live Aid).

Сингл вошёл в первую десятку рейтинга в Великобритании и Европе и добрался до 23 позиции в американском Billboard.

Эта история началась на пике сольной карьеры Джорджа Харрисона после его ухода из "Битлз". Его тройной альбом 1970 года All Things Must Pass был очень хорошо принят, и весной 1971 года Джордж Харрисон уже зарекомендовал себя как самый успешный из "битлов", начавших сольную карьеру. Как писал биограф Эллиот Хантли, о большей популярности у публики и мечтать было нельзя. Кроме того, как пишет Питер Лавеццоли, автор книги "Рассвет индийской музыки на Западе", Харрисон заслужил очень хорошую репутацию в музыкальном сообществе.

Вместо того, чтобы на волне успеха All Things Must Pass готовить новый альбом, Харрисон ещё несколько месяцев после завершения звукозаписи отдавал "долги" друзьям и музыкантам, которые помогли ему в записи альбома.

Так, он написал песни для альбома жены своего сопродюсера Фила Спектора, Ронни. Он спродюсировал и подготовил к выпуску сингл Ринго Старра It Don't Come Easy. Вместе с Эриком Клэптоном поучаствовал в записи дебютного альбома Бобби Уитлока, а вместе с Джоном Бархэмом - в записи альбома пианиста Гэри Райта.

Ещё одним проектом стал документальный фильм о жизни и музыке Рави Шанкара - Харрисон подключился в последний момент и помог с финансированием и распространением. Поскольку Харрисон также выступал как продюсер саундтрека к фильму, он начал работать с Шанкаром в Лос-Анджелесе в апреле 1971 и после сессий звукозаписи для группы Badfinger возобновил работу с Шанкаром в июне.

Рави Шанкар
Рави Шанкар

Бенгалец по происхождению, Шанкар уже рассказывал Харрисону о растущем гуманитарном кризисе в Бангладеш, когда в начале года гостил у него дома. Это государство ранее было известно как Восточный Пакистан (а до этого Восточная Бенгалия). В ноябре 1970 года на страну обрушился циклон Бхола, от которого пострадало около 300 000 человек. Безразличие правительства Западного Пакистана стало одной из причин, по которой в стране развернулось бенгальское национальное движение и началась война за независимость Бангладеш. Проливные дожди и интенсивные наводнения усугубили ситуацию, лагеря беженцев в Индии со вспышками холеры превратились в «заразные кладбища под открытым небом».

«Я был в большой печали, читая все эти новости, — рассказывал Шанкар журналу Rolling Stone, — и я сказал: «Джордж, вот такая ситуация, я знаю, что тебя это не касается, я знаю, что ты можешь». Но когда я рассказал ему об этом, он был очень тронут… и сказал: «Да, я думаю, что смогу кое-что сделать».

Харрисон решил провести концерт в поддержку Бангладеш на Мэдисон-Сквер-Гарден в Нью-Йорке в воскресенье, 1 августа 1971 года. Последовали шесть недель безумной активности, когда Харрисон летал между Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Лондоном, готовясь и нанимая других музыкантов, чтобы они присоединились к нему и Шанкару для выступлений. С одной стороны, Джордж никогда не отличался такой социальной направленностью, как Джон Леннон, но у него было много друзей, и ему охотно помогали.

Харрисон рассказывал, что песня Bangla Desh была написана на фортепиано за десять минут. Название переводится как «бенгальская нация», и тот факт, что Харрисон написал его двумя словами, говорит о том, как мало западные СМИ в то время признавали новое название страны.

Харрисон старался избегать политического контекста, он описал проблему с человеческой точки зрения. По предложению пианиста Леона Рассела, Харрисон начал песню просто, рассказав, как было дело:

Мой друг пришёл ко мне с грустью в глазах
Сказал мне, что ему нужна помощь, прежде чем его страна умрёт
Хотя я не чувствовал боли, я знал, что должен попытаться
Теперь я прошу всех вас помочь нам спасти несколько жизней.

Поскольку времени на репетиции в Нью-Йорке было мало, сингл Bangla Desh был спешно записан в в Лос-Анджелесе.

Песня начинается с эмоциональных слов Харрисона, затем вступает тревожная партия фортепиано, ритм-секция и электрогитара Харрисона - всё это вместе создаёт ту же смесь госпела и рока, которой отличался альбом All Things Must Pass.

Запись Bangla Desh стала первой совместной работой Харрисона с саксофонистом Джимом Хорном и ударником Джимом Келтнером. После этого они долго сотрудничали, а с Келтнером Харрисон дружил всю жизнь.

-3
-4

По настоянию Харрисона Capitol Records, дистрибьютор Apple в Соединенных Штатах, настроила все четыре своих предприятия на производство копий сингла "Bangla Desh", также были спешно выпущены односторонние промо-диски с белой этикеткой, чтобы обеспечить ротацию песни на радио.

При поддержке Deep Blue сингл Bangla Desh был выпущен 28 июля 1971 года в Соединённых Штатах , а через два дня в Великобритании. Он занял 10 место в британском национальном чарте синглов и 23 место в Billboard Hot 100 в Америке. Другие составители чартов США, Cash Box и Record World поместили сингл на 20 и 13 места соответственно.

До концерта Bangla Desh постоянно транслировали по радио, и это придавало проекту большое социальное и политическое значение.

Бангладешский учёный, профессор Фарида Маджид позже напишет: «К полному ужасу президента США Никсона и госсекретаря Киссинджера, песня Джорджа Харрисона Bangla Desh попала в чарты. Это был захватывающий момент на фоне всех печальных новостей с фронта. Журналисты, освещавшие гражданскую войну в Восточном Пакистане, до того не использовали слово "Бангладеш"».

На сцене Мэдисон-Сквер-Гарден к Харрисону, Шанкару, Хорну и Келтнеру присоединились Эрик Клэптон, Ринго Старр, Билли Престон, Боб Дилан и группа Badfinger.

Джордж Харрисон и Боб Дилан
Джордж Харрисон и Боб Дилан

Харрисон исполнил Bangla Desh на бис на обоих шоу в Мэдисон-Сквер-Гарден 1 августа 1971 года, а вечернее выступление было выбрано для включения в тройной концертный альбом "Концерт для Бангладеш". После знакомого вступления к песне группа «поддержала Харрисона всем своим весом, играя самую мрачную и тяжёлую музыку шоу», пишет Питер Лавеццоли. Джон Ландау из Rolling Stone назвал это лучшим моментом концерта с участием всех музыкантов. В своей книге о первом десятилетии сольных карьер «Битлз» Родригес рассматривает это живое выступление как, возможно, «высшую отметку общественного признания» Харрисона.

Ключом к успеху проекта Саймон Ленг назвал искреннюю дружбу между Харрисоном и Шанкаром, а также между Харрисоном, Диланом, Клэптоном и Старром. Он отметил, что слова «Мой друг пришёл ко мне ...» с тем же успехом могли относиться к усилиям Харрисона привлечь к проекту Дилана и Клэптона, у которого были проблемы с наркотиками.

Джордж Харрисон и Эрик Клэптон
Джордж Харрисон и Эрик Клэптон

Журнал Billboard охарактеризовал Bangla Desh как "музыкальный призыв помочь ближнему, который должен найти немедленное и активное действие в чартах". В обзоре для NME Дерек Джонсон назвал эту песню «не такой сильной мелодически, как My Sweet Lord, но всё же цепляющей и настойчивой», и добавил:

«В ней сразу слышно отчаяние и жалость. Голос Харрисона... его лирика - обязательно найдут отклик в сердце».

В обзоре концерта для The Village Voice Дон Хекман заявил, что Bangla Desh - это "песня, которая гораздо лучше слов выражает, что за человек Джордж Харрисон":

«Я не возражаю против бесконечного грохота в душе Джона Леннона или поиска Полом Маккартни сладости и света, но я не могу не откликнуться на активные усилия Джорджа Харрисона что-то сделать с нищетой в мире вокруг него. Удивительно, что самые эффективные действия предпринимает "самый тихий" из битлов».

Концерты посетили 40 000 зрителей, в помощь Бангладеш было собрано почти 250 000 долларов США.

"Концерт для Бангладеш" получил премию "Грэмми" в категории "Альбом года".

Однако, несмотря на то, что песня стала хитом, после 1971 Bangla Desh почти не переиздавали. За 43 года студийная версия была выпущена только на сборнике 1976 года The Best of George Harrison, который был издан на компакт-диске в 1987 году. Также песня была включена как бонус-трек на переиздании 2014 года альбома Харрисона Living in the Material World, входящего в бокс-сет из восьми дисков Apple Years 1968–75.

В 2004 году Bangla Desh была сыграна во время финального эпизода телесериала BBC «Гималаи» с Майклом Пэйлином, в котором Пэйлин путешествует на юг от Бутана до Бенгальского залива и размышляет о борьбе Бангладеш за независимость.

Если отвлечься от контекста, многие считают Bangla Desh поспешно написанной и не самой удачной композицией Харрисона. Однако Роберт Родригес уточняет: «Как сингл песня, возможно, была не самой коммерческой, но как призыв к служению её вряд ли можно было бы улучшить». Иен Инглис заявил:

«Сила песни Харрисона заключается не в том, что в ней собраны известные исполнители, а в её буквальной и абсолютной приверженности».

В книге «Рассвет индийской музыки на Западе» Питер Лавеццоли пишет:

«Лирика и вокал Харрисона были краткими и мощными, это был прямой призыв к действию в условиях конкретного кризиса. Bangla Desh остаётся одним из самых убедительных социальных заявлений в истории музыки».

В выпуске журнала NME Originals "Beatles Solo" 2005 года Адриан Триллс поставил Bangla Desh на второе место среди "десяти сольных жемчужин" Харрисона (после What Is Life), назвав её "джаз-блюз-роковой перетасовкой".

Песня вошла в книгу Брюса Поллока 2005 года «7500 самых важных песен 1944–2000 годов». В 2010 году слушатели радио AOL поместили Bangla Desh на 10 место в десятке лучших песен Харрисона после Beatles.

В своей статье в The Cambridge Companion to the Beatles в 2009 году Майкл Фронтани сказал, что с помощью своих усилий по оказанию помощи Бангладеш Харрисон «стал пионером всей идеи благотворительного альбома и сингла, а также сбора средств на рок-концерт».

Сожалея об отсутствии этой песни в сборнике Харрисона 2009 года Let It Roll, Джон Каммингс из Popdose сказал: "Bangla Desh - не большое художественное достижение само по себе, но ключевой момент в эволюции поп-музыки".

Благодарю за внимание!

Если будет время и желание, загляните:

YouTube RuTube Nuum Telegram Boosty

И слушайте подкаст «Истории о песнях»!

Поддержать автора: https://yoomoney.ru/to/4100112446122941