Найти в Дзене

ЕГЭ.Литература. И ещё ключи к ответу-сочинению.

Здесь о Блоке, Есенине, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой, Булгакове, Платонове. Объяснение причин и демонстрация примеров (по авторам от классицизма до Чехова) были ранее здесь и здесь. Блок В каждом стихотворении обязательно прослеживается мировоззрение одного из трёх этапов его творчества - «трилогии вочеловечевания»: 1. Диссонанс между прекрасным и страшным миром («Фабрика», стихи о Прекрасной даме») 2. Прощание с идеалом («Город», «Снежная маска») 3. Обретение нового смысла (Страшный мир, Возмездие, Соловьиный сад, О, весна без конца и без краю..Узнаю тебя, жизнь!Принимаю! И приветствую звоном щита!») Это те основные фразы, вокруг которых вы сможете построить любое высказывание. + О чём бы вам ни надо было писать, ищите у Блока символические образы. Помните, что для него свойственна была символика цвета: красный-тревога, синий-надежда, белый-чистота, чёрный – мистика, символ катастрофы и разрушения, жёлтый – грусть, тоска. Это самое простое. Получили текст – ищите эти цвета, опи
Нет неоткрывающихся замков, есть только неверно подобранные ключи.
Нет неоткрывающихся замков, есть только неверно подобранные ключи.

Здесь о Блоке, Есенине, Маяковском, Цветаевой, Ахматовой, Булгакове, Платонове.

Объяснение причин и демонстрация примеров (по авторам от классицизма до Чехова) были ранее здесь и здесь.

Блок

В каждом стихотворении обязательно прослеживается мировоззрение одного из трёх этапов его творчества - «трилогии вочеловечевания»:

1. Диссонанс между прекрасным и страшным миром («Фабрика», стихи о Прекрасной даме»)

2. Прощание с идеалом («Город», «Снежная маска»)

3. Обретение нового смысла (Страшный мир, Возмездие, Соловьиный сад, О, весна без конца и без краю..Узнаю тебя, жизнь!Принимаю! И приветствую звоном щита!»)

Это те основные фразы, вокруг которых вы сможете построить любое высказывание.

+ О чём бы вам ни надо было писать, ищите у Блока символические образы. Помните, что для него свойственна была символика цвета: красный-тревога, синий-надежда, белый-чистота, чёрный – мистика, символ катастрофы и разрушения, жёлтый – грусть, тоска. Это самое простое.

Получили текст – ищите эти цвета, описывайте их значение, ищите метафоры – объясняйте смысл символики – и подбивайте под идею одного из трёх этапов. В итоге оформится высказывание по заданной теме аналитического характера с основой на текст.

О поэме «Двенадцать» разговор особый. Если очень и очень коротко – запомните: отталкиваться надо от контраста, ищите его на уровне цвета, звука, лексики и даже рифм.

Есенин

Думаю, тут мало что нужно объяснять. И всё-таки: возьмите за точку опоры особенность имажинизма – создание образа. И ищите, какой образ создаётся в нужном вам тексте. Потом найдите основную мысль в конце – и содержание вашего сочинения высветится само собой.

Маяковский

Отталкивайтесь от основной цели футуристов – создать новый художественный мир, который соответствовал бы новому, очищенному от старых пороков миру. Подтвердить эту мысль легко у него с помощью неологизмов, вот с этого и начинайте. Обязательно найдите ключевые слова, которые выделены в его «лесенке» ( в них всегда основная мысль), рифмы поэта тоже о многом говорят.

Цветаева.

Я подробно писала об особенностях её стиля здесь. Советую прочесть.Если коротко, отталкивайтесь от мысли об исповедальности лирики Цветаевой. Какими средствами (интонация, тире) - в указанной статье.

Ахматова

С её текстами с одной стороны – легко, но эта простота обманчива. Легко, потому что она сознательно отказывалась от «зауми», основную мысль часто можно найти в конце текста. Но при этом почти всегда есть подтекст, глубина чувств. При работе с текстами Ахматовой надо научиться видеть детали, от них и «плясать».

Булгаков

О чём бы ни надо было писать по произведениям Булгакова, главное- помнить, что писатель выступал против идеи, что в изменившихся обстоятельствах (после революции, после установления справедливого общества) человек изменится и станет лучше, чище, духовнее.

Я ранее размещала здесь обзор основных идей романа ( судя по комментариям и популярности, многое было неизвестно или не понято при чтении). Показала и приблизительное сочинение-развёрнутый ответ в формате ЕГЭ.

Кстати, эта же идея в основе произведения А.Платонова Это обуславливает косноязычие,ограниченность героев, которые в силу своего воспитания, существования не могут одномоментно измениться и соответствовать новым требованиям жизни. О его творчестве для учителей можно посмотреть здесь.

Делаю вывод, что эти материалы всем очень известны и поэтому невостребованны. Написала, потому что запланировала - надо доделать. Думаю, написать ли о поэзии 19 и 20 века...