Про SMART слышали почти все.
Сегодня его часто критикуют как неэффективный инструмент. Но иногда это связано с тем что люди просто недооценивают его свойства. Это как с магнитным компасом - он прост в работе, но не все умеют им пользоваться.
SMART - формат описания желаемого результата -цели или задачи. Это аббревиатура которая включает 5 критериев.
* Некоторые буквы имею несколько значений. Выбирайте те, которые вам откликаются больше. Тут главное – количество. 5 - оптимальное число!
- S = Specific – конкретная
Опишите, что именно хотите достигнуть. В развернутом формате. Не просто "хочу авто", а "купить новый Audi Q8". А то получите что-то иное, например, древний "Фиат" по наследству. Именно этот аспект формулировки цели требует максимального внимания. Много существует анекдотов и фильмов на эту тему. Например, Ослепленный желаниями (2000)
- M = Measurable – измеримая.
Тут можно много рассказывать. Ограничусь лишь тем что измерить можно ВСЕ! Любую деятельность. Как минимум, измерение Флажковым методом: сделано – не сделано. Перепрыгнул пропасть на 97% = не перепрыгнул.
- A = Attainable- достижимая, Аgreed upon- согласованная.
А возможно ли её достигнуть вообще? Например, экзотическая ранее цель «полететь в космос и выйти в открытый космос в скафандре» сегодня достаточно достижимая при наличии крепкого здоровья и приличного кошелька.
И еще очень важно согласовать свои цели с планами личными и других людей, связанных с вашими целями. Помните, что в один момент времени мы можем полноценно заниматься только одной деятельностью. Необходимость реализовать две равнозначные цели одновременно приведет к тому что обе они получат недостаточно внимания и усилий. Или одна из них них будут вовсе задвинута (более древняя побеждает новую, более интересная побеждает более полезную и т. д.) А отсутствие согласования с другими людьми после пары накладок создаст необходимость объясняться и снова завоевывать доверие.
- R = Realistic- реалистичная, Relevant - релевантная, актуальная уместная, Results Focused -ориентированная на результат
Важно удостовериться, что эта цель действительно необходима. Необходима в первую очередь вам , во вторую – людям которые будут сопричастны к результата.
- T = Time-bound (Ограниченный во времени) /Trackable - отслеживаемая
Определение временного триггера/промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель/ выполнена задача. Причем в точном формате ДД. ММ. ГГГГ. "Сделать в январе" имеет широкий диапазон: 1 января мы думаем что надо делать к 31 января. А в конце января думаем, что надо было делать в начале.... А вот фиксация в планере даты 23 января заставляет нас мобилизовать все силы именно к этой дате.
Ну и особое правило формулировки целей и задач в любом формате – укажите действие! Что именно хотите сделать? Нужно помнить про то, как разные части речи влияют на нашу мотивацию. Отглагольное существительное Создание и глагол в совершенной форме Создать при сходстве значения имеют разное влияние а нашу мотивацию. Помните: Есть глагол – есть действие. Нет глагола - нет действия.
- Пример желания: Создание своего уникального продукта
- Пример Цели по SMART: Создать к 30.11.2022 МVP мобильного приложение для фиксации и мониторинга своего эмоционального состояния на основе моего формата Дневника наблюдения.
Чувствуете разницу?
Для чего полезен SMART
- Вы точно понимаете куда двигаться. Наличие четкой цели – одна из основ мотивации. Это путеводная звезда. Ведь если мы не знаем куда точно бежать то мы или движемся хаотично либо спросило стоит на месте. Но эти оба варианта не ускоряют достижения наших целей и мечт.
- Для нашего мозга каждый из критериев - отдельная система координат. И если вы определите их все то промахнуться будет очень сложно.
- Вы можете понятно донести цель/ задачу до другого человека (партнера или подчиненного ) . SMART не оставляет место для фантазий и вариативности точек зрения типа «А я подумал что надо было…»
- В формате уже заложены разнообразные способы контроля и это позволит вам своевременно управлять процессом движения к цели, если вы заметите, что что-то идёт не так.
С точки зрения нейропсихологии, все, о чем мы детально думали и представляли, мозг воспринимает как реальность. И нам гораздо проще повторить опыт, чем делать что-то впервые. Э - экономия энергии!
Да, сначала формулировки по SMART кажутся громоздкими. Но если 2-3 недели их полноценно писать, то ваш мозг привыкнет настраивать эту навигацию достижения цели и удерживать ее в голове. Писать, кстати, обязательно. Если вы это удерживаетесь только в голове, то мозг оптимизирует структуру формулировки, оставляя только суть. И остаётся лишь мечта или фантазия. А в написанном варианте фиксируются все детали.
Получается, что детально прописанная по SMART цель - это как раз и есть тот самый первый опыт.
Ниже мое ноу-хау - вопросы для SMART анализа цели.
Эти вопросы имеет смысл задавать к уже написанной цели и дописывать/ переписывать ее в зависимости от полученных ответов.
Трансформация изначальной формулировки - нормальная часть процесса. Но именно она важна, потому что наполняет ваше намерение конкретикой и помогает встроить ваше желание в реальную жизнь, повысить веру в реальность намеченного!
Душевного и телесного благополучия вам!