Буквально неделю-две назад разнеслась весть о том, что историю в школах будут преподавать с первого класса. Пропаганда с малых лет или непропаганда с немалых лет? Давайте разбираться.
Первым делом хочу отметить: сейчас мне 15, и история - один из любимых предметов. У нас её действительно преподают восхитительно. Без пафоса, зато честно; без заучивания дат (кроме, оговорюсь, тех, без знания которых твоему кругозору критики дадут оценку 0), но с пониманием.
Каждый год условно делится на две части. Первая - мировая история, вторая - история России. И после просмотра видео на независимых образовательных порталах, в том числе иностранных, я понимаю: сейчас нам в учебниках не врут.
Может быть, ещё не было организовано сожжение всех "правильных" пособий, но звучит абсурдно, признайте. Я считаю, что в силу возраста в средних и старших классах никто никому мозги промывать не будет. Растёт поколение свободное и, что самое главное, общительное: мы одни из первых кто может, находясь на одном конце земли, отправить сообщение на другой и тут же получить ответ.
Даже 24 февраля, когда началась спецоперация, нам никто ничего не пропагандировал. Да и после (на истории). Подробнее о том, как преподнесли тему спецоперации в школе, вы можете почитать в моей первой статье.
Переписывание истории - слишком долгий и изнурительный процесс, и им, я думаю, никто заниматься не будет. Поэтому, что касается 5-11 классов, всё честно. То, какую вам историю рассказывают, зависит только от учителя.
Однако в том, чтобы ввести этот предмет в начальной школе, определённый замысел, безусловно, есть. Но тут бы я хотела вспомнить о таком уроке, который был введен в программу в 2010 году, а именно ОРКСЭ (основы светской этики).
Далее я приведу вставки из содержания предмета, взятого с сайта ru.m.wikipedia.org, которые меня больше всего заинтересовали, и несколько поясню по каждому пункту свою позицию
Урок 7. Нравственный образец богатыря.
Урок 8. Дворянский кодекс чести.
Весьма забавные пункты, не правда ли? А ещё хотела бы спросить: рассказали бы про этот кодекс тем, кто учился в советское время?
Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества.
Урок 12. Мораль защитника Отечества.
Обьединим их со следующими:
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Урок 31. Подготовка творческих проектов.
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)
Огромный патриотический блок, которому выделена целая четверть
Но к чему я клоню? Ни в коем случае не к тому, что не нужно любить свою Родину и тому подобные возгласы радикалов. Я просто хочу сказать, что то, что историю попытаются "впихнуть" в начальное образование - вполне очевидный ход. Уже даже создан предмет, у которого сократи пару пунктов - вот тебе курс истории для младшеклассников.
Но разве кто-то будет помнить, как его заставляли зубрить дату крещения Руси? Не думаю. По своему опыту могу сказать, что с ОРКСЭ не помню ни-че-го. В этом возрасте ты слушаешь и подражаешь маме с папой, ну и, может, героям любимого мультфильма.
В основах светской этики широко затронута тема религии - тоже своеобразное приучивание с юных лет, не так ли? Если и появится блок истории, то навязать никто ничего не сможет. А перестроить все учебники для каждого класса - задача трудновыполнимая. Да и есть университеты, где профессора вряд ли захотят перестраиваться.
Так или иначе, везде что-то как-то приукрашивают. Восприятие человеком любого факта будет зависеть от того, умеет ли он критически мыслить и знает ли, что такое здравый смысл (тавтология, не люблю такое 🌝). Просто я не думаю, что что-то в корни изменится, если историю начнут преподавать с первого класса. Привести это может к впустую потраченному времени, но не более. Произойдёт переворот во влиянии на мышление подрастающих людей только при условии, что вся система образования будет перестроена: все пособия пересмотрены, "нужное" написано, "ненужное" выброшено. Это будет плохо. "Нужное" для общения с заграничным обществом - вещь ненужная.
Но пока критических, огромных изменений нет. И да, могут не совпадать некоторые факты, могут читаться между строк какие-то нестандартные для остального мира идеи, но учителя, преподаватели - всё от них зависит: от их взглядов и мнений, личных качеств. Не вижу ничего сверхъестественного. Вводите, если хотите 🤷🏼♀️
Что вы думаете на этот счёт? Буду рада увидеть ваше мнение в комментариях!