Книжный рынок
Заоблачные цены на бумагу наводят на закономерную мысль: что будет с книгами? Неужели ценителям живых страниц придется отказываться от полезной привычки и ограничиваться чтением новостных лент в смартфоне?
Бумажный след
Розничные цены на книги выросли на 10-20%. И будут расти дальше. Связано это с несколькими факторами:
• Стоимость офсетной бумаги увеличилась минимум на 30%. Отмечается серьезный дефицит мелованной бумаги и ее стремительное подорожание.
• Выросли ценники на услуги типографий: на черно-белую печать — на 30%, на цветную — на 50%. Краски преимущественно импортные.
• Основные страны-поставщики прекратили отправку бумаги и картона. На этом рынке доля Китая невелика, поэтому обратиться за помощью особо не к кому.
• Курсы валют далеки от стабильности.
Производство книг было решено упростить, рассматривается вариант закупки сырья у Китая и Индии, что скажется на качестве. В частности, детские книги в основном печатались на мелованной бумаге, которая лучше остальных передает тона и полутона изображений.
Уход в онлайн
Сложности с производством навели издателей на мысль об усилении присутствия в цифровом формате. Сейчас в России электронные книги занимают лишь 15-18% рынка. Заменить бумажные они вряд ли смогут.
Проблема еще и в том, что западные авторы частично приостанавливают сотрудничество с российскими издателями (у крупных игроков отечественного рынка доля таких клиентов доходит до 80%). Дело в правах на издание: для электронной книги они заканчиваются строго в момент прекращения действия договора, для бумажной — в теории можно напечатать большой объем заранее.
Одно из негативных последствий происходящего — закрытые дороги для молодых писателей. Им будут отказывать, предпочтут работать с проверенными клиентами, чтобы минимизировать риски.
Книгоиздатели просят правительство о помощи. В частности, предлагается снизить страховые взносы с зарплаты до 7% для сохранения сотрудников. Еще одна мера — отмена НДС для книжного бизнеса и введение льгот для представителей этой сферы.
Сложность ситуации уходит корнями в период пандемии, когда число покупателей книг значительно сократилось. Теперь спрос будет падать еще больше. Книги — достаточно дорогое удовольствие, многие сочтут подобные траты излишеством. Наскрести бы на товары первой необходимости… Слоган «Книга — лучший подарок» становится все более актуальным.