Фильм «Первый Оскар» продемонстрировал одну очень плохую черту нашего менталитета.
Она кроется уже в названии ленты. Картину о советских военных кинооператорах на Великой Отечественной войне (очень важная тема, которая давно просилась на киноэкран) озаглавили «Первый Оскар».
Тем самым авторы ленты как бы намекают, что в этой истории самое главное — получение «Оскара» советским фильмом «Разгром немецких войск под Москвой».
Да, с точки зрения информационной борьбы было важно и полезно, что наш документальный фильм в разгар Второй мировой войны, когда ничего ещё не было предрешено, получил американскую премию. Это, в том числе, помогло немного отрезвить американское общество, в котором даже в 1942 году было немало гитлеровских симпатизантов.
Это часть советской информационной борьбы тех лет. Но фильм-то не о ней. Он сугубо о буднях военных кинооператоров, об их подвиге. А для них «Оскар» ничего не значил. На кону было само существование страны, народа, родных и близких. Решалась судьба человечества.
На фоне всего этого факт получения фильмом какой-то там американской премии — ничтожен. Пытаться поставить эти вещи на одну планку — кощунство. Не говоря уже о том, что «Оскару» тогда было чуть больше 10 лет и такого нездорового ажиотажа, как сейчас, вокруг этой премии не было, а в СССР так и вовсе мало кто про неё знал.
К счастью, авторы картины не стали выстраивать сюжет ленты как движение героев через трудности к «Оскару». Это был бы уже совсем позор. Линия с «Оскаром» там никак не связана с основным сюжетом — они идут параллельно. Из картины её можно совершенно безболезненно изъять, заменив на две информационные строчки перед финальными титрами.
Тем не менее фильм всё-таки назван «Первый Оскар» и позиционируется он именно как лента о первом отечественном «Оскаре».
И это хорошо показывает всю ущербность мышления наших деятелей от культуры. В их системе координат «Оскар» — это действительно самое важное. Так их с детства учили. Они привыкли все измерять мнением оттуда. Для них важно, что там оценили фильм, что там признали и одобрили.
Это глубоко ущербное, колониальное мышление. Ведь сильной и самостоятельной нации должно быть всё равно, что о ней думают за океаном. Как в США основной массе населения глубоко безразлично, что о них думают в России.
И, кстати говоря, такое ущербное мышление свойственно не только нашим культурным дельцам или пресловутым либералам, но и обычным людям. Не из-за этого ли так популярны в соцсетях материалы типа «Американец слушает русский рок. Его реакция». Или «Реакция иностранцев на советский/российский .... (нужное подставить)».
Даже в топ новостей Яндекса нередко попадают публикации о том, что про нас пишут американские газеты. Сложно представить, чтобы в США ведущие СМИ сообщали о том, что «Комсомольская правда» написала об их стране. Им плевать.
И нам должно быть плевать. Мы не нуждаемся в их одобрении и признании. Пора уже избавляться от этого колониального, зависимого мышления.
P.S. Если убрать за скобки «оскаровскую» тему, то в целом фильм получился не таким уж плохим. Посмотреть его можно.