Я думаю, что не ошибусь сказав, что каждый человек сталкивался когда-либо с ситуацией, когда купленный товар или оказанная услуга оставляла желать лучшего. Либо же и вовсе товар не передали покупателю, услугу не оказали. И каждый из нас задумывался: «А могу ли я вернуть товар? А можно ли потребовать деньги назад? А есть ли способ как-то наказать рублём, оштрафовать негодяев?».
Практика показывает, что большинство жителей нашей необъятной страны что-то слышали о существовании «Закона о защите прав потребителей» и часто и охотно упоминают его в разговорах с продавцом или исполнителем. Однако кроме смутного ощущения того, что «я покупатель и я имею право вернуть товар (кажется в течение 14 дней после покупки?)!» как правило у людей нет никаких знаний о том, что, как, в какой срок и каким образом можно вернуть, что обязан сделать продавец, можно ли вообще применять этот закон в конкретно данном случае и как добиться поставленной цели, опираясь на ЗоЗПП.
В этой публикации я кратко остановлюсь на основных моментах, объясню азы Закона РФ №2300-1 от 07.02.1992.
А в последующих публикациях мы подробно поговорим о конкретных статьях закона и о том, где и как их правильно применить. Следите за новинками на канале!
Итак самое главное – отношения между кем и кем регулирует Закон о защите прав потребителей (он же ЗоЗПП)? Когда его можно применить и кому?
Не вдаваясь в юридические термины следует запомнить, что, простыми словами, ссылаться на этот закон можно только если с одной стороны у нас гражданин, физическое лицо, покупатель товара или услуги, а с другой – фирма, юридическое лицо. Под фирмой мы подразумеваем организацию любой организационно-правовой формы и ИП.
Потребителем может быть только гражданин! Юридические лица и ИП потребителями в понимании Закона о защите прав потребителей быть не могут.
Важный момент – вы можете ссылаться на ЗоЗПП только если приобрели товар или услугу «исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Проще говоря, если вы решили открыть коммерческий компьютерный клуб и купили под это дело десяток ноутбуков, а возможно и приобрели их несколькими партиями (т.е. осуществляли закупки систематично) то решать вопросы с компьютерным магазином вам уже придется исходя из статей ГК РФ, а про ЗоЗПП и все его «плюшки» придется забыть. Точно так же это работает и в обратную сторону: если гражданин решил через доску объявлений продать вам свою старую (или новую, не важно) стиральную машинку или тот же ноутбук и при этом он является ИП, то привлечь его по какой-либо из статей Закона 2300-1 (ЗоЗПП) не удастся, т.к. тут у нас будут взаимоотношения двух граждан, двух частных лиц и никакой предпринимательской деятельности в этой сделке нет.
Чтобы не перегружать статью, пока будем закругляться.
Мы четко уяснили, что ЗоЗПП нельзя применять если организация приобрела что-либо у организации, организация приобрела что-либо у гражданина, гражданин приобрел что-то у другого гражданина, либо же если ИП приобрел товар для личного пользования или продал свою личную вещь другому гражданину.
Я упоминал в тексте о «плюшках» Закона 2300-1. Подробно я расскажу о них в следующих статьях, а сейчас кратко перечислю, чем так хорош этот закон именно для потребителя, гражданина:
- Потребитель при обращении в суд не платит государственную пошлину (по искам на сумму до 1 млн. руб. Если иск на сумму более 1 млн., то пошлина считается только исходя из суммы, превышающей миллион рублей, что тоже весьма недурно!)
- Потребитель может обратиться в суд или по месту своего жительства/пребывания, или по месту жительства/пребывания истца или по месту заключения/исполнения договора. Как видите, у потребителя весьма широкий выбор и он может выбрать тот суд, который ему больше нравится, удобнее по расположению, в котором чаще принимают решения в пользу потребителей и т.д.
- В случае отказа ответчика удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, с него взыскивается штраф в пользу потребителя. Размер штрафа – 50% от присужденной судом суммы в пользу потребителя.
- Требование о замене некачественного изделия или устранении недостатков потребитель может предъявить не только продавцу, но и изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Опять же – широкий выбор, всё для потребителя!
- Удобные условия возврата товара и, при соблюдении определенных условий, срок до трех месяцев на возврат товара, приобретенного дистанционным способом (через интернет).
Согласитесь, приятные моменты, облегчающие жизнь потребителю! Если вам продали некачественную вещь, ненадлежащим образом оказали услугу, ущемили ваши права как потребителя иным образом, учитывая вышеперечисленные «плюшки» имеет смысл побороться за справедливость.
А вот как это сделать, что именно нужно учитывать при потребительских спорах, какие интересные моменты имеются в той или иной статье закона и что они обозначают простым и доступным для понимания языком я буду рассказывать в последующих публикациях.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзен, Телеграм, ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы!
Детальный разбор статей ЗоЗПП я буду вести с примерами из собственной практики, ссылками на конкретные судебные решения и анализом позиций судов всех уровней. Уверен, будет полезно и познавательно.
Спасибо за внимание!
#юрист #право #советы юриста #Зозпп #защита прав потребителя #суд #как вернуть товар в магазин #юридические услуги #закон #ответственность продавца