Во второй трети ХХ века на гегемонию в Дальневосточном регионе претендовали две могущественные державы той эпохи – Япония и СССР. К 1932 году Япония окончательно оккупировала Маньчжурию (Северо-Восточный Китай), где вскоре было создано марионеточное государство Маньчжоу-Го. Во главе его был поставлен император Пу И, всецело зависевший от Токио.
В свою очередь Советский Союз, создавая противовес японскому влиянию, всячески помогал Монголии в построении «развитого социализма». Таким образом, при помощи соседних стран СССР и Япония целенаправленно расширяли сферу своего влияния. Обе державы создавали плацдармы для последующего доминирования в Дальневосточном регионе.
Японская сторона, памятуя об успехах войны 1904-05 гг., ещё в 1936 году разработала агрессивную концепцию. Согласно её основным положениям в ближайшее время предусматривался захват всей территории Монголии, северной части Сахалина, правобережья Уссури и Амура.
15 июля 1938 года МИД Японии предъявило советской стороне территориальную претензию о передаче Манчжоу-Го приграничного участка Посьетского района. Спорные земли включали западное побережье озера Хасан, с прилегающими к нему высотами Заозёрная и Безымянная. Требуемые японской стороной территории находились в 10 км от побережья Тихого океана и в 130 км от Владивостока (по прямой).
Политический демарш японской стороны закончился провалом. НКИД СССР предоставил документы Хунчунского соглашения между Россией и Китаем от 1886 года. Согласно его положениям, западное побережье озера Хасан закреплялось за российской стороной. 20 июля упрямый японский посол повторил недавнее требование Токио, пригрозив в противном случае военной силой.
Ультиматум японского правительства не был пустой угрозой. На участке советско-маньчжурской границы у нижнего течения реки Тумень-Ула (Тумыньцзян) были сосредоточены значительные силы. Они включали в себя 3 пехотные дивизии (15-я, 19-я и 20-я), кавалерийский полк, 3 пулемётных батальона, отдельные бронетанковые подразделения численностью до батальона, подразделения зенитной артиллерии – всего 40 000 человек, около 150 орудий и миномётов, 60 единиц бронетехники, 70 самолётов, 3 бронепоезда. На рейде близ устья Тумень-Ула находилась японская флотилия – крейсер, 14 миноносцев и 15 боевых катеров.
Забегая вперёд, следует отметить, что непосредственное участие в боевых действиях принимала 19-я Ранамская пехотная дивизия (командир генерал-лейтенант К. Суэтака), дополнительно усиленная пулемётными и артиллерийскими дивизионами. По оценкам советской стороны в боевых действиях у озера Хасан участвовали более 20 000 военнослужащих японской армии, на вооружении которых находились 200 орудий и три бронепоезда. Западные историки оценивают численность 19-й японской пехотной дивизии в 10 000 человек. По японским данным в составе 19-й дивизии японской императорской дивизии (без учёта приданных артиллерийских и пулемётных частей) на момент конфликта числилось порядка 7300 солдат и офицеров.
С советской стороны защиту участка между левым берегом Тумень-Ула и озером Хасан осуществляли подразделения пограничных войск и 39-й стрелковый корпус (из состава 1-й Приморской Отдельной Краснознаменной армии Краснознамённого Дальневосточного фронта). Подразделения РККА, прикрывавшие район озера Хасан и сопредельные с ним территории, насчитывали две стрелковые дивизии и механизированную бригаду – 22 950 солдат и офицеров, 237 орудий и миномётов, 285 танков, 1014 пулемётов. Советские ВВС на Дальнем Востоке насчитывали 1300 самолётов (ещё 500 самолётов имелось в частях ВВС Тихоокеанского флота). В боевых действиях по официальным данным, участвовали порядка 250 самолётов (по последним уточнённым данным – 356).
Непосредственно в боевых действиях у озера Хасан участие приняли 15 000 советских военнослужащих и пограничников, на вооружении и оснащении которых имелись 237 артиллерийских орудий (179 орудий полевой артиллерии и 58 противотанковых 45-мм орудий), 1014 пулемётов (341 станковый пулемёт и 673 ручных). Действия дальневосточных частей РККА поддерживали 285 танков и два катера (ПК-7 и ПК-8) из состава пограничных войск СССР. Для обеспечения советских войск были задействованы до 200 грузовых автомобилей, 39 бензовозов и 60 тракторов.
Ища повода для развязывания войны, японская сторона с 3 по 26 июля предпринимала неоднократные безуспешные попытки захвата высот на западном берегу озера Хасан. Это производилось как малыми отрядами, так и подразделениями численностью до роты. Помимо этого японские солдаты, агенты специальных и разведывательных служб, а также диверсанты под видом мирных корейских жителей систематически устраивали провокации на участках советско-корейской и советско-маньчжурской границы.
Утром 29 июля 1938 года японцы силами двух рот перешли воды Тумень-Ула и атаковали советские позиции на сопке Заозёрная (Чангуфэнь). Её защищали всего одиннадцать пограничников под командованием лейтенанта А. Е. Махалина. Завязался неравный бой. Для подавления пулемётных точек генерал Суэтака задействовал едва ли не весь свой 75-й пехотный полк.
В то же время от двух ближайших советских погранзастав была направлена помощь общей численностью в 300 бойцов и 10 танков Т-26. Отряд Махалина был уничтожен японцами до прибытия подкреплений. В результате контратаки советских танков японская пехота была выбита с сопки. Нападавшие забрали своих павших и раненых, после чего отошли на территорию Кореи. Итоги нападения японских милитаристов стали известны советской стороне со значительной задержкой.
Командующий Краснознамённым Дальневосточным фронтом – маршал В. К. Блюхер вечером того же дня отдал специальное распоряжение. Оно разрешало применять советским частям против нарушителей советской границы все силы средства. Однако вторгаться на сопредельную территорию Блюхер своим частям запретил.
На сопках Заозёрная и Безымянная спешно возводились дополнительные земляные укрепления и огневые точки. В район высот стягивались подразделения 118-го и 119-го стрелковых полков, усиленных противотанковой артиллерийской батареей и взводом танков.
31 июля после предварительной артиллерийской подготовки войска Японии повторили штурм советской территории главными силами 19-й пехотной дивизии. За сутки боёв нападавшие лишились 257 человек, а советские пограничники – 97 бойцов. В ходе встречных боёв советские части были выбиты с сопки Заозёрной, а затем и с Безымянной.
Многие подразделения Красной армии в этих столкновениях проявили свои далеко не самые лучшие качества: неорганизованность, безынициативность командования всех уровней, отсутствие боевых и тактических навыков. Красноармейцы плохо знали местность, не умели окапываться, недостаточно владели навыками ближнего боя, весьма посредственно использовали оружие и материальные средства. Неудовлетворительной оценки заслуживали действия ряда частей связи, а также руководящие действия некоторых штабных офицеров.
1 августа Сталин и нарком обороны – маршал К. Е. Ворошилов в жёсткой форме приказали маршалу Блюхеру возвратить утраченные территории, «уничтожив японцев и всю их материальную часть». При этом переходить государственную границу советским войскам запрещалось, но зато было получено «добро» на применение авиации. Именно на массированный авианалёт и делал Сталин свою главную ставку.
2 августа 39-й стрелковый корпус комкора Григория Михайловича Штерна начал атаку силами 32-й и 40-й стрелковых дивизий, стремясь охватить сопки с севера и юга одновременно. Двое суток 118-й, 119-й и 120-й пехотные полки безо всякого успеха штурмовали японские позиции, неся ощутимые потери. 6 августа 39-й стрелковый корпус получил дополнительные силы и повторил натиск.
Решающее наступление Штерн организовал в виде двух сходящихся фланговых ударов. На правом крыле удар наносился с северного берега озера Хасан (из района юго-западнее деревни Новосёлки) силами 32-й стрелковой дивизии, усиленной отдельным танковым батальоном.
На левом крыле действовала 40-я стрелковая дивизия, которую также поддерживали батальон танков. С воздуха атаку 39-го стрелкового корпуса обеспечивали два авиаполка и отдельная эскадрилья – всего до 250 самолётов (180 бомбардировщиков и 70 истребителей). В ходе наступательных боёв 32-я и 40-я стрелковые дивизии, при поддержке 2-й отдельной механизированной бригады, артиллерийского и кавалерийского полков (всего 32 860 человек и 222 танка) полностью окружили японские войска.
На тот момент плацдарм между рекой Тумень-Ула и западным берегом озера Хасан защищала всё та же 19-я японская пехотная дивизия, усиленная двумя пехотными поками – 64-ым гвардейским и 75-ым, а также 2 артиллерийскими и 3 пулемётными дивизионами. Всего плацдарм обороняли порядка 20 000 японских солдат и офицеров.
К исходу 9 августа ударные части сомкнули свои «клещи», овладев обеими сопками. На следующий день японская сторона обратилась к советскому правительству с предложением о временном прекращении огня в районе озера Хасан. 12 августа после взаимного согласования предварительных условий перемирия японской и советской сторонами боевые действия были прекращены окончательно. Войска Японии полностью очистили ранее захваченные территории между рекой Тумень-Ула и озером Хасан.
Официальные сводки Совинформбюро сообщали о том, что японские милитаристы в боях у озера Хасан потеряли 3150 человек (650 убитыми и 2500 ранеными), а общие потери РККА определялись скромной цифрой в 236 человек. Уже позже на закрытом заседании высшего руководства Красной армии Ворошилов в своём докладе озвучил иные данные советских потерь – 3215 человек (408 погибших и 2807 раненых). По заявлению МИД Японии, советские войска в вооружённом конфликте у озера Хасан потеряли 1200 человек убитыми и ещё 5500 ранеными.
В недавно рассекреченных советских документах обнаружена окончательная удручающая статистика потерь у озера Хасан. Красная армия в период с 29 июля по 11 августа 1938 года потеряла 4233 бойца и командира (из них 759 человек погибли на поле боя, 100 умерли в госпиталях от болезней и ран, 2752 получили ранения, 527 заболели, ещё 95 красноармейцев отнесены к категории «пропавшие без вести»). Части ДВФ и погранвойска СССР понесли ощутимый урон в материальной части, потеряв в общей сложности 72 танка, 32 орудия, 9 самолётов (из них 2 сбито японской зенитной артиллерией, 7 потеряно при авариях и катастрофах), 636 пулемётов, 1923 винтовки.
Японские войска и их союзники (корейские и маньчжурские подразделения) понесли урон в 1438 человек (525 убитыми и 913 ранеными). В материально-технической части японские подразделения лишились 2 эшелонов, бронепоезда и 3 зенитных установок. По оценкам японской стороны её суммарные потери у озера Хасан составили всего 1440 человек – 526 убитыми и 914 ранеными.
Есть неподтвержденные сведения о том, что по итогам боёв у озера Хасан военным японским ведомством был издан секретный меморандум на имя императора Хирохито. В этом меморандуме истинное количество потерь Японской императорской армии в 1,5-1,7 раз превосходит цифры безвозвратных и санитарных потерь, указанных в официально опубликованных документах. Не подлежит сомнению тот факт, что почти полностью был разгромлен и лишён боеспособности 25-й маньчжурский полк полевой артиллерии.
25 октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм от 40-я стрелковая дивизия была награждена орденом Ленина, а 32-я стрелковая дивизия и Посьетский пограничный отряд – орденами Красного Знамени. 6532 участникам боёв у озера Хасан были вручены высшие и высокие правительственные награды.
26 участникам конфликта у озера Хасан было присвоено звание Героя Советского Союза (из них девятерым – посмертно). Кроме того, 95 военнослужащих были награждены орденами Ленина, а ещё 1985 участников боёв – орденами Красного Знамени. Орденом Красной Звезды награждены 1935 человек, медалью «За отвагу» – 1336 человек, а медалью «За боевые заслуги» – 1159 человек. Приказом наркома обороны СССР от 4 ноября 1938 года 646 наиболее отличившихся участников сражения были повышены в звании.
5 июня 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об увековечении памяти героев Хасана» был учреждён нагрудный знак «Участнику Хасанских боёв», которым наградили 3480 бойцов и командиров. В 1967 году на сопке Крестовой (близ поселка Краскино) был установлен памятник павшим за Родину в боях у озера Хасан – отлитая из бронзы 11-метровая фигура бойца-красноармейца со знаменем в руках.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)