Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
Слово в Неделю Антипасхи, святого апостола Фомы
Любопытною десницею жизноподательная Твоя ребра Фома испыта, Христе Боже.
В тяжелом настроении духа находились апостолы после смерти Господа. Еще прежде, когда Господь говорил им о предстоящих страданиях Своих, смерти и воскресении, они каждый раз сильно опечаливались. Они не понимали, что значит воскреснуть из мертвых, ибо они думали, что Христос не должен умирать вовеки. Если они и признавали еще Его теперь пророком, сильным в деле и слове (Лк. 24: 19), то никак не хотели признать, что Он именно есть Христос, Избранник Божий. Теперь, когда Учитель их умер позорной, в глазах мира, смертью на Кресте, они потеряли все прежние надежды. Поэтому они не только не поверили женам, которые говорили, что слышали благовестие ангелов о воскресении Господа, но и сами, когда увидели Его в первый раз по воскресении, подумали, что видят призрак. Один же из них, наиболее решительный в своем неверии, сказал: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20: 25), то есть не поверю до тех пор, пока собственным опытом не узнаю, что Тот Самый есть Воскресший, Который предан был позорной смерти. И Господь хотя укорил учеников Своих в неверии их (Мк. 16: 14), однако не отверг испытания ребр Его, дабы истина воскресения сделалась несомненной для всех последующих родов. И вот ученик, более всех решительный в своем сомнении, произнес наиболее высокое исповедание веры в Того, Кого увидел перед собой, воскликнув: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20: 28).
Мы не принадлежим к числу людей, собственными очами видевших Господа. Но мы должны быть в числе тех, о которых сказал Господь: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20: 29). Вера наша подтверждена многочисленными доказательствами. Ибо в Евангелиях мы имеем свидетельство непосредственных очевидцев Господа, которых не можем заподозрить в обмане. Мы видели, как сила Божия через Евангелие преобразовала и преобразовывает нравы народов, видели, какие многочисленные воздвигала она и воздвигает сонмы подвижников и мучеников за Христа. И однако, хотя вера наша имеет столь твердые основания, она иногда колеблется. Бывают в жизни нашей времена, когда нам начинает казаться, что слишком велика сила зла в жизни людей, что гораздо более увлекаются люди учениями, противными Евангелию, чем учением, содержимым в Церкви; что молитвы наши о людях остаются неуслышанными, ибо даже те люди, которых мы более любили и за которых полагали душу свою, оставляют нас, и что гораздо более следуют люди не за проповедниками преследуемой и ненавидимой ими истины, а за теми, которые кажутся сильнее в глазах мира. В унынии духа мы начинаем тогда думать, что не может сила Евангелия изменить людей, и что пути к блаженству, указываемые в Евангелии, мечтательны, и что более надежны те, которые проверены будто бы постоянным опытом жизни людей. Тогда прежние доказательства веры начинают казаться нам недостаточными, подобно тому как апостолы забыли о многочисленных чудесах Господа и исполнившихся на Нем пророчествах.
Но как в апостолах воскресли прежние их надежды, когда они увидели Господа, так и нам снова в путях жизни нашей явится Господь, дабы отогнать овладевшее нами мрачное уныние. Мы увидим, как велика сила добра, которое было поругано, как многих людей привлекает к нам любовь к людям и молитвы о них, как эта любовь соединяет с нами даже тех, которых мы не знали и с которыми видимого общения не имели. Тогда мы не только очами веры узрим Господа, управляющего путями нашей жизни, но и опытно познаем Его водительство и пребывание с нами. Тогда сердце наше исполнится радости и мы снова готовы будем воскликнуть Ему вместе с Фомою: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20: 28). Аминь.
Уфимские епархиальные ведомости. 1901. № 9.