Найти тему
Петр Зверев

САЯНЫ, РЕКИ, ЛЮДИ

Оглавление
Восточный Саян
Восточный Саян

Рождение Бий-Хема

Пик Топографов
Пик Топографов

С заоблачных скальных круч Восточного Саяна, из под пика Топографов, срывается водный поток, устремляясь к зелёным альпийским лугам вулканического плато Сай-Тайга.

Истоки реки Кок-Хема
Истоки реки Кок-Хема

Так рождается река Кок-Хем. Но недолог ее резвый бег.

озеро Кара-Балык
озеро Кара-Балык

В свои объятия её принимает озеро Кара-Балык, успокаивая его, как новорожденного успокаивает мама. Ещё шесть таких же шалунов приютил Кара-Балык, чтобы детки набрались сил для познания окружающего мира. А им в тиши озёрной глади жизнь становится скучна.

Убранство рек и озёр плато Сай-Тайга.
Убранство рек и озёр плато Сай-Тайга.

Они стремятся вырваться из объятий озёрной неги, чтобы увидеть и познать мир. И озеро выпускает окрепшее дитя на простор, не ведая, что ждёт его впереди.

Вырвался из озера  возмужавший водный поток с именем Бий-Хем.
Вырвался из озера возмужавший водный поток с именем Бий-Хем.
Сокрушил Бий-Хем скальные бастионы  озера Кар-Балык.
Сокрушил Бий-Хем скальные бастионы озера Кар-Балык.

А впереди скальные преграды. Но они не в силах сдержать натиск водного потока. Это уже не детский лепет Кара-Хема, а мощный напор зреющего мужчины с названием Бий-Хем. Он прорывает скальные преграды, наминая свои бока, образуя мощные пороги и, срываясь восьмиметровым водопадом, устремляется вольно, неся свои воды в прекрасное далеко, великодушно принимая в свои объятия большие и малые потоки, вливающие силы в мышцы Бий-Хема. Вот с левой стороны, собрав воды с Восточно - Тувинского нагорья, вливается говорливый Серлиг-Хем, и вот, угасив свой бешеный нрав, с правой стороны вливается буйный Баш-Хем. За Баш-Хемом, как бы украв воды у озера Азас, кладезь здоровья и колыбель лотоса, плавно, без шороха, прибивается к Бий-Хему речка Тоора-Хем.

Озеро Азас - колыбель лотоса.
Озеро Азас - колыбель лотоса.

Отсюда река омывает берега, овеянные легендами и людскими страстями.

А вот вальяжно вливает свои воды красавица Хамсара. Многие километры собирала она хрустальные струи и хранила их, как приданное для крепыша Бий-Хема.

Реки как люди. Родившись по соседству, выросли телом. Но, чтобы окрепнуть духом, вылетели из родительского гнезда и случай их сводит на далёкой чужбине навсегда, связав их судьбы. Вот и наши герои, родившиеся у подножия пика Топографов, питают истоки свои одним ледником, не заметив и не зная друг друга, разбежались в разные стороны от родительских истоков.

Кок-Хем, опьянённый счастьем жизни и студёными водами, устремляется на запад, где нашёл приют у озера Кара-Балык, а Ак-Суг (исток Хамсары) – на север.

Река Ак-Суг.
Река Ак-Суг.

Ак-Суг погревшись в термальных водах Чойганских источников, круша на своём пути преграды из скальных утесов, усмиряет свой буйный разбег, встретившись с Чойган-Хемом, объединившись с ним и, не сменив своей фамилии, вливается в тишь озёрной глади Устю-Дээрлиг-Холь . Два озера соединяются двухкилометровой протокой и принимают в своё общество ещё одного непоседу, в буквальном смысле свалившегося на них водопадом, реку Додот. Четырнадцать километров утомляют былые говорливые, а где - то и кричащие потоки. Они стремятся вырваться из озёрной глади. Выход из озера для них нашёлся с западной стороны. Здесь и вырвалась река с именем Хамсара. Так и бежит она к Бий-Хему в объятиях крутобоких гор, украшенных скальными выходами и покрытых вечнозеленой тайгой. Так, вдохновляясь красотами окружающего её благоденствия, укрепляя свой дух восьмиметровым водопадом и пятью порогами, Хамсара внесла себя в этот чудесный мир, подарив его Бий-Хему и приняв его имя.

Соругский водопад на реке Хамсара.
Соругский водопад на реке Хамсара.
Кстати, у Бий-Хема есть ещё одно название – Большой Енисей.

Продолжая свой совместный путь, вырвавшись из горных теснин, воды как бы стремятся к суверенитету. Разбиваясь на рукава, воды разбежались по широкой речной долине на десятки километров. Этот участок реки называют Сорок Енисеев.

Но долину сжимают горные кряжи, сводя на нет парад речного суверенитета. Бий-Хем снова в едином русле принимает правый приток - реку Хут. Полон сил и мужественного задора, прорезав хребет Таскыл, разделив горные цепи, устремляется к Улуг-Хемской котловине, богатой степями и пастбищами.

Хутинский порог.
Хутинский порог.

Легенда о большой и чистой любви.

В месте прорыва остался бушевать Хутинский порог, а прямо над ним возвышается величественный страж, хранитель тайн и покоя этих мест, устремленный в заоблачную высь пик Демир-Сал.

За этим названием скрыта красивая легенда о большой и чистой любви красавицы Чечек к юноше пастуху Ооржаку, который пас скот её отца. Чечек была его единственной дочерью. А скота у хана было больше, чем в степи кустов караганы. Хан подыскивал богатого жениха для своей дочери. Знатных женихов хватало, богатств у них не хватало, чтобы удовлетворить ханскую жадность. Хан насмехался над ними, и те уезжали от него оскорблённые. А Чечек на коня и к возлюбленному на пастбища, раскинувшиеся вдоль берега Бий-Хема.

Расстался бы с головой Ооржак, узнай хан об их тайных встречах, но об этом знали только горы, Бий-Хем, да его берега. В тайне влюблённые готовили побег, так как грозовые тучи нависли над их любовью.

Хан нашел - таки для Чечек достойного жениха. Бай Тумен-Хуура прислал богатые подарки. Сам же Тумен-Хуура, в шитом золотом халате, в сопровождении свиты и со своими многочисленными родственниками прибыл, чтобы взять в жёны дочку хана.

Но Чечек после прибытия богача и его свиты в ночь тайно покинула жилище отца своего. И на приготовленном железном плоту влюблённые отдались воле волн Бий-Хема, от которого у них не было секретов.

Узнав о побеге, рассвирепевший хан отправил своих верных слуг за беглецами, придумывая им жестокое наказание. Погоня настигает беглецов перед Хутинским порогом. Их готовы уже схватить. Плот с влюблёнными, слившимися в порыве любви со счастливыми улыбками на лицах, втягивается тугими струями в пучину порога. Они готовы погибнуть, но сохранить на века свою чистую любовь. Бросают последний свой взор на озлобленные лица преследователей. Но плот, силой любви, отрывается от водного потока и возносится на вершину горы.

Хребет академика Обручева.
Хребет академика Обручева.

Погоню поглотила пучина Хутинского порога и Бий-Хем разметал их тела, сохранив тайну влюблённых.

С тех пор эта вершина, на которую был поднят плот, носит название Демир-Сал (Демир – железо, Сал – плот).

Чечек и Ооржак вышли в долину Улуг-Хема, поставили белую юрту, жили долго и счастливо. И их любви хватало на всех детей и внуков, и это светлое чувство они увеличивали в каждом поколении.

Продолжение "Хутинский порог" где погибли преследователи.