Найти тему

Развитие слуха. Как настроить уши и попадать в ноты?

Слух «лечится» у каждого человека, это не стоп-фактор для пения и уж точно не крест на вокальной мечте. Длительность лечения ушей зависит от большого количества факторов, иногда достаточно 1-2 занятий для того, чтобы человек начал красиво интонировать, а иногда сильно больше.

Зачем его лечить, и зачем вообще попадать в ноты?

Наш мозг расслабляется только, когда есть гармония и нет неуместной «грязи», когда голос с музыкой — это одно целое. По сути говоря, когда мы думаем про «красиво петь», мы имеем в виду именно попадание в ноты, потому что нашему телу это приятно на физическом уровне. Как исполнителю, так и слушателю. Мы ловим и ощущаем эту гармонию всем телом.

Но по-факту нот не существует. Бадабум-ссс!

-2

Мы только говорим о высоте звука, но нота нигде не находится. Это просто некоторое обозначение, которое облегчает (кому-то, но далеко не всем 😹) понимание. Почему не всем? Потому что видов слуха больше 10 (абсолютный, ритмический, относительный и т.д.), и мифическое «у меня нет слуха» может обозначать что угодно.

Что вам кто-то сказал об этом со стороны или что вы не слышите разницы между нотами (пока, не слышите)) или не попадаете в ноты по высоте, а может, попадаете, но не слышите мелодию, или слышите, но начинаете петь в одной тональности, а заканчиваете — в другой. Или с нотами их высотой и последовательностью все в полном порядке, но ритмический слух развит недостаточно, и вы поете около музыки, как бы рядом, не вступая в нужный момент. В общем это «что угодно» снаружи может восприниматься, как та самая «грязь», неточное исполнение, дисгармоничное звучание, но все можно настроить, если довериться педагогу, своему телу и музыке. Музыка свойственна всем нам, даже речь мы начинаем осваивать через мелодии материнского голоса. Поэтому отговорка «мне не дано», не прокатит))

К тому же, те, кто говорят о себе «у меня нет слуха», чаще всего слышат, что не попадают, и это не столько вопрос в том, чтобы услышать нужную ноту, сколько в том, чтобы наладить координацию между слухом и голосом. Это значит, что ожидание и реальность, того, что я пою и хочу спеть — совпадают)) К этому мы и стремимся на занятиях.

Если видов слуха так много, то как всю эту систему настроить?

Управление голосом зависит от физиологических факторов (использование тела, гортани). И первое, что может поставить уши на место — дыхание, мы учим тело и мозг дышать и равномерно подавать воздух на связки.

Бывает, что человек слышит себя плохо и тогда ему тяжелее повторить мелодию. Здесь мы много уделяем внимания тому, как вообще скоординировать мозг и голос, чтобы ученик начал понимать, какие интервалы в нотах существуют, как они ощущаются в теле, как это расстояние изучить и привыкнуть к нему. Похоже на то, как мы учимся ходить, используя разный размах шага: полшага, целый шаг, махнуть через целый лестничный пролёт…

Нам часто кажется, что не попадать в ноты — это стыдно, и тогда лучше вообще не петь. А если кто-то добрый и ласковый отпустил пару нелестных комментариев в адрес ваших вокальных данных — то через это нужно просто перешагнуть. Отдышаться и научиться. Не чтобы доказать обидчику свою правду, но получать удовольствие от своего голоса.

Главное, не ждать, что песня сама себя споёт, а тело само себя научит. На вокале мы создаём новые нейронные связи, перестраиваем мозг на новые паттерны. Иногда для этого приходится разрушать старые — а это двойная работа. Так что дайте себе время.

Хорошая новость заключается в том, что у каждого, даже самого не попадающего человека есть 3-4 ноты, в которые он попадает. Это обычно «разговорный» диапазон, речевой. И уж они-то действительно натренированы постоянным говорением. На такой случай есть простые песни, которые раскроют голос с первых занятий и помогут со временем растянуть этот диапазон до желаемого.

Иногда ощущения фальши возникает, когда у человека недостаточно раскрыт сам голос.

Зажатый звук, скомканное звучание, вроде бы поет там, но звучит совсем не эстетично. Здесь мы можем раскрывать и расслаблять сам голос, обогащая его различными обертонами. Наша цель «полетный» звук, легкий, а не выстраданный, тяжелый.

Ещё одна хорошая новость в том, что некоторые музыкальные стили подразумевают возможность петь немного не там, где нужно. Например, джаз или блюз, где исполнители поют расслаблено, кайфуя от выступления, «около и между» нот. Но звучит это допустимо, так как не каждая композиция требует стопроцентного понимания, в какой ты сейчас ноте.

Мы сегодня балуем хорошими новостями, поэтому ловите третью: есть миллион лайв-выступлений, где слышно что вокалист поет объективно не там, где нужно, но восторженная толпа истекает слюнями от удовольствия 😹 И у таких видео на YouTube куча классных комментариев.

Какие-то мелкие неточности очень часто добавляют жизни в исполнение. Если все будет идеально, как у робота, то скорее всего будет жутко неинтересно, а вот маленькие огрехи дадут сочности и приятный эффект присутствия артиста.

Самый меджик происходит когда что-то не запланировано, а самые большие мурашки зачастую бывают, когда какие-то приемы поются не так филигранно. Неидеальное исполнение может вызвать даже больший отклик.

Подведём итог:

Видов слуха очень много, нужен ли вам полифонический слух (способность распознавать все партии в треке), чтобы петь — едва ли. Круто ли развивать в себе разные способности — однозначно. Вопрос в цели. И если цель — петь красиво, то сначала мы ищем это «красиво», так как для каждого оно своё, а попутно разбираемся с попаданием в ноты, гармонию и ритм.

Не все так категорично с попаданием в ноты, ошибиться, не попасть, попробовать — нестрашно. Почему-то с тем, что ты промахнулся клавишей на фортепиано, не связан такой жгучий стыд, как с непопаданием в ноту. Нам кажется, что управление собственным телом отличается от обучения игре на музыкальном инструменте, что должно получаться сразу и есть какой-то путь без ошибок. Но его нет. Есть количество повторений, инструменты, сокращающие поиски и свобода и доверие себе и своему вокальному аппарату.

Есть ряд подходов к разным ученикам: кому-то легко настроиться и повторить за инструментом, кому-то за педагогом. Человек потихоньку учится понимать, как это. Бывает, что срабатывает визуализация мелодии через нотный лист или в любом другом другом виде (на доске в форме волны, палочек и т.д). Тогда человек потихоньку начинает самостоятельно, минуя процесс с педагогом, разбирать нюансы. Иногда помогает телесное участие: потрогать гортань, поднять руки, почувствовать, как расходятся ребра. Нередко подбор нужной техники ставит сразу мелодию на место.

И если вы не нашли ключи от своего слуха и голоса самостоятельно, тогда мы идём к вам. Ой, все же вы к нам. Ждём вас в нашей уютной студии каждый день недели, чтобы петь от души и до мурашек.

_______________

Группа в ВК - Анатомия звука | Вокал СПб

Организация, деятельность которой запрещена на территории России