Обычно в историях предательства везде прослеживается меркантильный интерес тех, кто его совершил. Летчик Беленко угнал МиГ-25, чтобы бежать в Америку и жить там в тепле и комфорте. Александр Мироненко и похожие на него тщательно скрывали свою биографию, иногда даже вступали в Красную армию, а после войны выдавали себя за ветеранов только для того, чтобы избежать справедливого наказания.
Генерал Дмитрий Федорович Поляков отличался от них. Жить в США он не хотел. Даже когда угроза разоблачения была довольно высока и американцы предложили ему переехать в Америку, поляков ответил отказом:
Не ждите меня. Я никогда не приеду в США. Я делаю это не для вас. Я делаю это для своей страны. Я родился русским и умру русским (О. И. Лемехов, Д. П. Прохоров «Перебежчики». — серия Особый архив.)
Поляков прошел Великую Отечественную войну. И не просто прошел, но и отличился на полях сражений. Он начал свой боевой путь в первый же день немецкого нападения 22 июня 1941 года. Воевал на 3-м Украинском, Карельском и Западном фронтах. За это время уничтожил одно противотанковое орудие, три артиллерийские батареи, минометную батарею и шестьдесят солдат противника. За это награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
Так что же подтолкнуло русского офицера встать на путь предательства? Когда война кончилась Поляков был уже в звании майора на должности старшего помощника начальника разведывательного отделения штаба артиллерии 26-й армии. Хороший послужной список позволил ему закончить академию Фрунзе и курсы Генштаба. А после его и вовсе направили служить в ГРУ.
Вскоре Поляков был повышен до подполковника и направлен на службу в США в Военно-штабной комитет ООН в качестве офицера для поручений при председательстве СССР. Но эта должность была лишь прикрытием. В действительности Поляков добывал сведения для советской разведки. И все бы было хорошо, но вскоре у Полякова родился сын. К сожалению мальчик заболел трудноизлечимой болезнью.
Подполковник Поляков искренне надеялся, что Советское государство ему поможет. На лечение требовалось четыреста тысяч долларов. Таких денег у офицера не было и он сделал запрос в Центр через резиденту ГРУ генерал-майора Склярова. Трудно сказать кто в руководстве ГРУ принимал окончательное решение, но в помощи сыну Полякова было отказано.
В 1959 году Поляков, уже будучи полковником вернулся в Нью-Йорк, чтобы продолжить выполнение задания. Какие мысли терзали его, сейчас уже трудно сказать. Но вскоре полковник Поляков обратился в ФБР и предложил им сотрудничество. У Полякова для американцев были действительно ценные сведения. Он с ходу назвал шесть фамилий шифровальщиков, что работали в советских заграничных представительствах.
ФБР присвоило Полякову псевдоним "Топхэт". Через некоторое время полковник сообщил американцам еще сорок семь фамилий советских агентов работавших в США и даже помог с психологическими портретами сотрудников, которых американцы могли успешно завербовать. Дальше Поляков во всем помогал американскими спецслужбами: фотографировал секретные документы, опознавал советских агентов, добывал ценные сведения.
Когда полковника отозвали в Москву, то там он начал работать уже под покровительством ЦРУ. В СССР в должности старшего офицера третьего управления ГРУ он, якобы, курировал деятельность разведывательных аппаратов ГРУ в Нью-Йорке и Вашингтоне. А на самом деле сливал все данные американцам.
Вскоре "агент" должен был вновь вернуться в США. Правда из-за переданных им сведений и ряда разоблачений его фамилия несколько раз мелькала в американских новостных изданиях. Руководство решило не рисковать своим сотрудником и больше не отправлять его в США.
Поляков занялся работай в направлении стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Он проработал военным атташе в Бирме, а потом вновь был возвращен в Москву. Дальше он занимался разведкой в Китае, Индии, совершил несколько командировок в разные страны, получил звание генерал-майора и должность начальника факультета Военной академии Советской Армии и начальника третьего разведывательного факультета Военно-дипломатической академии.
В 1980 году был по состоянию здоровья направлен в отставку. При этом все равно продолжал работать вольнонаемным в управлении кадров ГРУ. На этот раз он получил доступ ко всем делам сотрудников ГРУ. Правда американцы, понимая, что Полякова могут в любой момент разоблачить предложили ему перебраться в США. Генерал отказался.
Но "двойные агенты" работали не только на американскую разведку. В рядах американских шпионов тоже находились свои "кроты". Один из них, по разным источникам или агент ЦРУ Олдрич Эймс или сотрудник ФБР Роберт Ханссен, слил информацию советским спецслужбам о том, что Поляков все это время работал на США.
Операцию по задержанию боевого генерала поручили разработать полковнику КГБ Владимиру Зайцеву, что служил на должности заместителя командира группы "Альфа". Впрочем, никаких трудностей с арестом Полякова не возникло. В июле 1986 года он был схвачен и предстал перед судом.
На следствии Поляков не особо отпирался. Но и не оправдывался. Он говорил, что хотел помочь западным демократиям в борьбе с советской военной доктриной. За Полякова вступился сам президент США Рональд Рейган. Он попросил Горбачева в мае 1988 года помиловать или обменять генерала на кого-то из схваченных советских агентов.
Рейган не знал, что его прошение запоздало на пару месяцев. В марте 1988 года советский суд приговорил Полякова к высшей мере. Приговор был приведен в исполнение.
Понятное дело, что Поляков изменил Родине. Но и те, кто отказал в помощи его сыну совершили не меньшее преступление. Пусть даже и против человечности. На них лежит такая же ответственность за то, что генерал разочаровался в стране и в идеях, которым он раньше был верен. Ведь страна и Родина - это в первую очередь люди, которые в ней живут и которых ты готов защищать. Или уже не готов, как генерал Поляков, что потерял веру после того, как не стало его сына.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.