Есть некоторые базовые термины, точное понимание которых практически необходимо для рационального мышления.
Одним из таких понятий является экзистенциализм. Пожалуй, есть только одна доступная для "не мучительного" понимания работа, раскрывающая суть понятия. Это статья французского философа Жан-Поль Сартра "Экзистенциализм это гуманизм".
Она совсем небольшая и каждый может ее прочитать, но облегчу задачу, выделив главное.
Итак, что такое экзистенциализм?
Различные направления в экзистенциализме объединяет одно - убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта. Как это, собственно, следует понимать?
В общественном сознании господствует представление, что человек обладает некой человеческой природой. Эта человеческая природа, являющаяся «человеческим» понятием, имеется у всех людей и что каждый отдельный человек – лишь частный случай общего понятия «человек». Т.е. сущность человека предшествует его историческому существованию.
Экзистенциализм учит обратному.
Есть бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является Человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.
Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал.
Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать - то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста.
Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.
Здесь, кстати, определяется социальный аспект экзистенциализма. Ведь "выбирая" самого себя мы, тем самым, "выбираем" и всех остальных людей.
Другое следствие отсутствия детерминизма - ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Человек свободен, человек – это свобода.
Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего, у него нет оправданий.
Экзистенциализм считает, следовательно, что человек, не имея никакой поддержки и помощи, осужден всякий раз изобретать человека.
Дальше Сартр иллюстрирует тезис заброшенности примером выбора, стоящего перед юношей в период оккупации Франции – остаться с пожилой матерью, только что потерявшей старшего сына или уехать в Англию и вступить в вооруженные силы «Сражающейся Франции». От него требуются выбрать между двумя конкретными действиями и у него нет никакого высшего указания как поступить, потому как и один, и другой поступок моральны.
И здесь человек может положиться лишь на собственные чувства и ощущения, к чему они его толкают. Один человек в этой ситуации более сильно любит мать потому остается, другой более сильно боится смерти и остается тоже, а третий ненавидит фашизм и более сильно хочет отомстить за смерть брата и уезжает, четвертый – более сильно страдает от того, что его родина под властью оккупантов и тоже уезжает.
Обращаясь ко мне, он знал мой ответ, а я могу сказать только одно: вы свободны, выбирайте, то есть изобретайте.
Как видите, экзистенциализм нельзя рассматривать ни как философию квиетизма (здесь – бездействия), ибо экзистенциализм определяет человека по его делам, ни как пессимистическое описание человека: на деле нет более оптимистического учения, поскольку судьба человека полагается в нем самом. Экзистенциализм – это не попытка отбить у человека охоту к действиям, ибо он говорит человеку, что надежда лишь в его действиях, и единственное, что позволяет человеку жить, – это действие. Следовательно, в этом плане мы имеем дело с моралью действия и решимости.
Наша теория – единственная теория, придающая человеку достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей, в том числе и себя самого, как предметов, то есть как совокупности определенных реакций, ничем не отличающейся от совокупности тех качеств и явлений, которые образуют стол, стул или камень. Что же касается нас, то мы именно и хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства.
Нам говорят, что мы не можем судить других. Это отчасти верно, а отчасти нет. Можно судить о человеке, если он нечестен. Если мы определили ситуацию человека как свободный выбор, без оправданий и без опоры, то всякий человек, пытающийся оправдаться своими страстями или придумывающий детерминизм, нечестен. (Это не с моральной точки зрения, а констатация нечестности как заблуждения, как ошибки)
Таким образом, во имя этой воли к свободе, предполагаемой самой свободой, я могу формулировать суждение о тех, кто стремится скрыть от себя полную беспричинность своего существования и свою полную свободу. Одних, скрывающих от себя свою полную свободу с помощью духа серьезности или ссылок на детерминизм, я назову трусами. Других, пытающихся доказать, что их существование необходимо, хотя даже появление человека на Земле является случайностью, я назову сволочью. Но трусов или сволочь можно судить лишь с точки зрения строгой аутентичности
(аутентичность – подлинность человеческого существования, противопоставляемая философами-экзистенциалистами «неаутентичности», понимаемой как подчинение предзаданным определениям, потеря самого себя, подчинение «диктатуре публичности»).
Теперь о соотношении гуманизма и экзистенциализма. Сартр четко разделяет два понятия гуманизма - гуманизм абстрактный и гуманизм подлинный (гуманизм существования).
Абстрактный гуманизм рассматривает человека как цель и высшую ценность. Он оценивает человека вообще по наиболее выдающимся действиям некоторых людей, распространяя их "заслуги" на всех остальных
Такой гуманизм абсурден, ибо только собака или лошадь могла бы дать общую характеристику человеку и заявить, что человек поразителен, чего они, кстати, вовсе не собираются делать, по крайней мере, насколько мне известно. Но нельзя чтобы о человеке мог судить человек. Экзистенциализм освобождает его от всех суждений подобного рода. Экзистенциалист никогда не рассматривает человека как цель, так как человек всегда незавершен. И мы не обязаны думать, что есть какое-то человечество, которому можно поклоняться. Культ человечества приводит к замкнутому гуманизму Конта и – стоит сказать – к фашизму. Такой гуманизм нам не нужен.
Подлинный гуманизм в трактовке Сартра крайне близок к гуманизму раннего Возрождения, утверждавшего, что человек есть существо неопределенной природы и только в его власти стать животным или стать подобным богам.
Будучи выходом за пределы, улавливая объекты лишь в связи с этим преодолением самого себя, человек находится в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. Нет никакого другого мира, помимо человеческого мира, мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности – в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, – и есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом. Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, но в поиске цели вовне, которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление.
Если бы бог существовал, это ничего бы не изменило. Такова наша точка зрения. Суть дела не в том, существует ли бог. Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования бога. В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии.
1946