Найти в Дзене
artsy boy

Черно-белый мир Франца Клайна

Искусство Франца Клайна (Franz Kline) — благодаря разработанной им идее абстрактного форменного и цветового соответствия — гармонично в своей собственной, изобретенной художником вселенной. Каждый взмах и каждый удар его кисти выражает интеллектуальный и физический вклад мастера. В 1950-е гг. Нью-Йоркская школа положила начало новой традиции. Марк Ротко, Джексон Поллок и другие художники создавали циклы так называемых черных картин. При этом Клайн занимал свою собственную позицию — он никогда не писал черные, только черно-белые полотна, ведь он использовал белый наравне с черным: "Я пишу белым так же, как и черным, и белый не менее важен". В работах Франца Клайна взаимодействуют слои краски, наложенные друг на друга. Они создают эффект кьяроскуро (итал. chiaro е scuro — свет и тень — выразительный контраст света и тени в живописи), что особенно заметно в его поздних работах. Черный и белый взаимопоглощают друг друга, постоянно чередуясь. В итоге доминирует черный цвет, и зритель ложн

Искусство Франца Клайна (Franz Kline) — благодаря разработанной им идее абстрактного форменного и цветового соответствия — гармонично в своей собственной, изобретенной художником вселенной. Каждый взмах и каждый удар его кисти выражает интеллектуальный и физический вклад мастера.

Франц Клайн в своей студии, 1959 г. © The LIFE Picture Collection/Shutterstock
Франц Клайн в своей студии, 1959 г. © The LIFE Picture Collection/Shutterstock

В 1950-е гг. Нью-Йоркская школа положила начало новой традиции. Марк Ротко, Джексон Поллок и другие художники создавали циклы так называемых черных картин. При этом Клайн занимал свою собственную позицию — он никогда не писал черные, только черно-белые полотна, ведь он использовал белый наравне с черным:

"Я пишу белым так же, как и черным, и белый не менее важен".
Франц Клайн, "Реквием", 1958 г. © Albright-Knox Art Gallery
Франц Клайн, "Реквием", 1958 г. © Albright-Knox Art Gallery

В работах Франца Клайна взаимодействуют слои краски, наложенные друг на друга. Они создают эффект кьяроскуро (итал. chiaro е scuro — свет и тень — выразительный контраст света и тени в живописи), что особенно заметно в его поздних работах. Черный и белый взаимопоглощают друг друга, постоянно чередуясь. В итоге доминирует черный цвет, и зритель ложно воспринимает изображение как черную фигуру на белом фоне. Из-за этого некоторые полагают, что художника вдохновляла японская каллиграфия и видят в этом влияние японской авангардной арт-группы "Бокоджинкай" и ее лидера Морита Ширю. Клайн же подчеркивал многослойный и независимый характер его мазков.

Плавные градации белого цвета и его неоднородная структура, чередование матовых и блестящих участков черного цвета, мощные монументальные мазки на полотнах Франца Клайна не являются продуктом спонтанности. Художник долго обдумывал композицию и создавал эскизы на малом формате, прежде чем перенести замысел на большой холст.

"Дело в том, что человек, который хочет постичь ремесло художника, обязательно задумывается: "как сделать мою работу более выразительной?" — тогда формы начинают развиваться".
— Франц Клайн.