Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества.
Одна из задач школы - выявление и обучение талантливых детей, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, который направляет одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитание способности мыслить самостоятельно.
Педагоги Кингисеппской гимназии стремятся к раскрытию творческого потенциала личности и развитию познавательных и творческих способностей учащихся с различным уровнем одаренности.
В течение 10 лет в гимназии действует целевая программа «Одаренные дети», которая включает в себя:
• выявление одаренных детей;
• развитие творческих способностей на уроках;
• развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
• создание условий через систему дополнительного образования как школьного, так и внешкольного образования.
Весь учебный процесс в Кингисеппской гимназии, организован как «Лестница успеха».
1) Школа будущих первоклассников основана на программах дошкольного образования «Развитие».
2) 1 ступень лестницы успеха названа «Исток». Здесь в первые происходит заявка на успех. Она реализуется через творческие программы, которые формируют универсальные знания и умения.
3) На 2 ступени образования нашей лестницы успеха, происходит проба успеха. Здесь действует школа проектов «СЛОГ», где реализуются индивидуализированные программы и происходит подготовка к повышенному уровню обучения в 3 ступени.
4) На 3 ступени происходит успех самоопределения в школе «ЛИДЕР» по программам повышенного уровня обучения по профилям.
Надо учесть, что одаренные учащиеся, как правило, интересуются не одним предметом или бывают одарены не только в одной сфере деятельности, поэтому мы учитываем это в своей работе, опираясь на межпредметные связи. Для такой работы содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого ребенка индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Индивидуальный образовательный маршрут это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, которая реализуется, через дополнительную и опережающую работу на уроках, через участие в олимпиадах и других предметных конкурсах, через научно-исследовательскую деятельность. Результат этой деятельности отображается в портфолио ученика.
Повышение мотивации к индивидуальной работе связана и с внедрением новых информационных технологий. Большой интерес у гимназистов вызывает работа на платформах: Мобильное электронное образование, Российская электронная школа, образовательный портал Учи.ру, онлайн-школа Фоксфорд, электронная школа Знаника, дистанционные олимпиады и кружки МетаШкола.
Для подготовки учащихся к итоговой аттестации в гимназии используют открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ ФИПИ, дистанционную подготовку к ЕГЭ и ГИА Статград, образовательный портал «Решу ЕГЭ, ОГЭ, ВПР».
1. Работа по развитию одаренности учащихся на уроках.
Работа по развитию одаренных детей начинается на уроках. Учителя на своих уроках создают условия для развития и проявления детской одаренности, за счет использования эффективных образовательных технологий: проблемное обучение, технология «перевернутый класс», развитие критического мышления, кейс-технологии и педагогических приемов на основе индивидуального подхода, который необходим даже высокомотивированным учащимся. На этом этапе важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
2. Работа над развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
Так в 2018-2019 учебном году в муниципальном туре Всероссийской олимпиаде школьников 24 гимназиста стали победителями и 87 – призерами.
3. Развитие одаренности учащихся происходит и во внеурочной деятельности, в организации работы малых групп в рамках работы практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности.
Во внеурочной деятельности, также особой формой работы с одаренными детьми, являются праздники (Читательский муравейник, литературные балы, новогодние мероприятия), познавательные игры, конкурсные программы. В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки.
Для этого научно-исследовательской деятельности в гимназии организованы: кабинет-лаборатории по биологии, химии, физики.
4. Индивидуальная работа с одаренными учащимися.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем.
Результатом такой индивидуальной работы с учащимися в 2017-2018 учебном году стали победы гимназистов:
- Тагиева Э. - победитель Межрегионального конкурса сочинений «Я – гражданин России!» (учитель Белянская Л.А)
- Колнацкий Д. – победитель ХIII Всероссийской Олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку, защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников (учитель Максимкина С.Е.)
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Наша задача состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать систему работы с одаренными детьми, ведь дети – национальное достояние любой страны, а одаренные дети - ее интеллектуальный творческий потенциал.