Найти тему
Портал МОСТ

МОЛДАВИЯ – РОДИНА ВАШЕГО СТРАХА. ВЕЛИКОМУ ПРИДНЕСТРОВЬЮ БЫТЬ!

Если уж мы подняли тему Великого Приднестровья, то есть включения Одесской и частично Винницкой области в состав Приднестровской Молдавской Республики, несомненно, нужно рассказать о вопросе исторического соревнования трёх Молдавий.

Для тех, кто не в теме – существует несколько зон расселения молдаван. С востока на запад: Приднестровье, Республика Молдова (РМ), Запрутская Молдавия (Верхняя и Нижняя).

Приднестровье ныне является «поканепризнаным» государством ПМР (Приднестровская Молдавская Республика). Запрутская Молдавия ныне входит в состав Румынии. Но населяют все эти территории примерно одни и те же люди, а именно романизированные славяне – потомки уличей, тиверцев, белых хорватов и болоховцев. На востоке славянский компонент преобладает, к западу он уменьшается. Но, несомненно, восточнославянский субстрат является преобладающим во всех Молдавиях. Этот «медицинский» факт подтверждается местными топонимами и гидронимами и вызывает настоящую злобу у румынских националистических «историков» в кавычках и без.

-2

Если посмотреть карту региона то собственно романских названий населенных пунктов будет совсем немного, да и те будут или новообразованием или при детальном осмотре окажутся переиначенными славянскими именами. Гидронимы и катойконимы (от древнегреческого κατά — «под» и οἶκος — «дом», т.е. традиционное именование жителей определённой местности) просто кричат о восточнославянском происхождении! Но для румынской историографии это неинтересно.

Например, вот что пишут «историки» про второй по величине город Молдавии (РМ) Бельцы: «Слово «Бэлць» (ед. ч. — ба́лтэ) в буквальном переводе означает «болота» (другое значение — «лужи»). Считается, что город получил такое название, потому что расположен в болотистой местности…» Ну бред же, с какой стороны ни посмотри. Находящийся на возвышенности город не может находиться в болотистой местности. Кроме того болото по-молдавски – «млаштина». И хотя название «лужа» действительно созвучно Бельцам, не разве не было бы логичнее выводить это название от совершенно понятного славянам корня «белый»?

Я прямо так и вижу как сидят черноглазые и черноволосые восточнороманские мудрецы и мучаются вопросом как переиначить славянские топонимы – Избешты, Погребены, Рыбницы, Кунича, Глодень, Костешты, Единец, Купчинь, Окница, Бричаны – это всё название населенных пунктов Республики Молдова.

А ведь есть еще и Запрутская Молдавия, та что ныне Румыния – Вороничены, Сухаров, Лисна, Миланка, Горбэни, Сокрушени, Белешты, Чернешты и сотни других названий. И у каждого населенного пункта, у каждой речушки, есть выдуманная история, притянутая за уши «романская» версия происхождения, аналитическая записка об истории и названии.

Работа ведется давно и очень организовано. Началась еще задолго до фашистского режима Антонеску, хотя при нем и достигла поистине титанического размаха. И все это только ради того, что бы доказать отсутствие в жилах молдаван и восточных румын славянской крови. Чем уж их эта кровь смущает, мне не совсем ясно…

Исторические мифы о европейском происхождении Дунайских Земель (именно так называлась раньше Румыния) доходят до откровенных фальсификаций и замалчивания евразийского наследия страны. Например, единственным источником государственности Румынии объявляется Олтенская или Трансильванская историческая традиция. В то время как у всех Молдавий (и Прутской и Междуречной) есть своя традиция государственности, своё историческое наследие, своя славная память. Я конечно же говорю в первую очередь о Берладском княжестве, древней родине первого русского казачества.

На территории нынешней Нижней Молдавии есть город Бырлад. Это в прошлом старинный русский город Берладь, столице одноименной территории между Дунаем и Днестром. Ещё в глубоком средневековье это была первая Сечь русского народа, первое казачье войско. Сюда на реку Берладь стекались все недовольные элементы со всей Руси: бегущие от несправедливости крестьяне, разорившиеся и попавшие в опалу бояре и вольные люди, половецкие князья и волошские пастухи. Призыв «На Берладь!» в XI-XII веках звучал так же как «На Дон!» тремя столетиями позднее. Все эти люди смешались в общем анархическом котле. Берладь стала матрицей всех казачьих войск Руси на многие века вперёд.

Называли этих людей берладниками или бродниками. В русских летописях часто упоминаются берладники и города у Дуная. В Ипатьевской летописи упоминается война 1159 года между князем Ярославом из Галича и его двоюродным братом Иваном Берладником. «Иванъ уполошивса ѣха въ поле къ Половцемъ… и ста въ городахъ подунайскихъ…». «И приидоша к нему половци мнози и берладника у него искупися (собрялось) 6000».

Занимались берладники классическими казачьими промыслами, жили набегами и крышеванием торговых путей. Уходили в дальние речные и пешие походы – на Болгарию, на Днепр, в Приазовье.

-3

Самым известным берладником и атаманом бродников является Иван Ростиславич – звенигородский и галицкий (1144) князь, внук Володаря Ростиславича (по другой версии, внук Василько Ростиславича). Ему и дано было собственно прозвище Берладник.

По мнению «официальных» князей Древнерусского государства Берладь являлась символом произвола и беззакония, местом скопления выброшенных из общества людей, о чем свидетельствуют, например, слова владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского сказанные в 1173 году Давиду Ростиславичу, которого он стремился изгнать с Руси: «А ты поиди в Берладь, а в Руськой земли не велю ти быти…»

Именно на эту славянско-анархическую матрицу и наложилось переселение волошских племен из Трансильвании и Марамуреша, которые вместе и породили средневековое молдавское государство. Возможно такое происхождение страны и менее романтичное, чем «напрямую» от древних римлян, зато гораздо честнее…

Теперь вернёмся от истории к актуальной политике. Именно сегодня, русской весной 2022 года, стоит поднять вопрос исторического соревнования трех Молдавий. И вместе с ним поднять и вопрос Великого Приднестровья, то есть включения Одесской и частично Винницкой области в состав Приднестровской Молдавской Республики.

Но вновь немного предварительной истории. Итак, молдавский этнос расселен на территории нескольких государств. Собственно Республики Молдова, Восточной Румынии (Запрутская Молдавия), ПМР и прилегающие к ней территории бывшей УССР (Черновицкая, Винницкая и Одесская области – называемые Приднестровьем не в политическом, а географическом смысле).

Исторически эти земли были разделены – как раз и географически, и политически. Имели свои столицы, центры притяжения, своих политических шефов и конкурировали между собой за лидерство среди молдавских земель.

Междуречье Сирета и Прута (Запрутская Молдавия) со столицей в Яссах первой выбыло из этого «соревнования», будучи поглощенным Румынией. За этим поглощением ещё в XIX веке последовали потеря молдавской идентичности, унификация языка под общерумынские стандарты, отказ от кириллического написания текстов и переход на латиницу.

Дальше соревнования продолжили Междуречье Прута и Днестра (нынешняя Республика Молдова) и междуречье Днестра и Буга (Приднестровье). Разница в них, с одной стороны, небольшая, в пропорциях немолдавского населения, а с другой стороны огромная – в политических практиках и геополитической ориентации.

В Республике Молдова (РМ) молдаван около 60 процентов, остальные это русские, украинцы, русины, болгары, гагаузы, греки. В Приднестровье молдаване составляют порядка трети, остальные этносы так же как и в РМ присутствуют.

В этом и различие. РМ пробует идти по пути западной соседки – унификация населения, румынизация языка, переход на латинскую графику, подавление национальных меньшинств, в первую очередь русских и союзных им гагаузов, ориентация на Запад.

Приднестровье чётко наследует имперскую модель поведения – три официальных языка (молдавский, русский, украинский), сохранение кириллического написания по-молдавски, ориентация на Россию.

Ровно 30 лет назад в Приднестровье гремела война за право говорить не на румынском, а на родных языках — русском, украинском, молдавском…

-4

И если раньше, Приднестровье проигрывало РМ и в территории и в геостратегическом положении, то с началом Специальной военной операции на Украине всё может кардинально измениться. Раньше РМ «нависало» над ПМР, прижимая его к Украине и не давая развиваться. С возможной организацией Великого Приднестровья, с возвращением Северного Причерноморья в русский мир, Третья Молдавия получит шанс отыграться.

Этому может поспособствовать ряд моментов, как исторического, так и политического и экономического характера. А именно:

1. Исторически, сразу после образования СССР, часть Одесской и Винницкой областей входили в состав единого с ПМР образования МАССР (Молдавской автономной советской социалистической республики). Город в Одесской области, Балта, вокруг которого много молдавских сёл, даже был столицей этого государства.

2. Экономика Приднестровья исключительно производящая (заводы, фабрики, сельское хозяйство, энергетика). Экономика Одессы заточена на транзит и торговлю, особенно морскую и речную торговлю. Вместе они могут создать очень мощный экономический кластер.

3. Приднестровье на протяжении всего своего существования демонстрировало удивительно спокойное отношение к национальным и языковым вопросам. Чего так не хватает нынче на Одесщине и Винничине. Приднестровье, где спокойно уживаются молдаване, русские, украинцы, болгары, гагаузы, греки, может стать матрицей для всего региона между низовьями Дуная и Днепра, где все эти народы так же проживают, подвергаясь украинизации и притеснению.

Третья Молдавия – Великое Приднестровье сможет стать примером для Республики Молдовы. Примером, как надо выстраивать отношения с нацменьшинствами, как геополитическая ориентация на Москву подымает экономику региона, как сохранение молдавской идентичности и корней, включая кириллическую традицию письма способствуют миру и гармонии в регионе.

Великое Приднестровье, соединенное с Россией Северным Причерноморьем, то есть Новороссией, больше не находящееся в блокаде РМ и Украины, подключённое к ресурсам и рынкам сбыта Большой Родины, обладая логистическими возможностями Одессы и дунайских портов, имея выход к морю и санаторную инфраструктуру очень высоко поднимет планку экономического роста, и легко может превратиться в регионального лидера.

Приднестровье показало себя надежной и проверенной войной и блокадой частью Русского Мира. В самые тяжелые времена, ПМР не отворачивалась от России и не предавала ни себя, ни нашу общую Родину.

Поэтому Великому Приднестровью, ПМР от Днестра до Буга – быть!