В этом эпизоде мы рассмотрим уже более современный фильм (в цвете) с казалось бы очень «тёплым» названием «Бразилия»
«Бразилия»
В 1985 году работа режиссёра Терри Гиллиама «Бразилия» вышла на большие экраны. Фильм о романтике-мечтателе, стремящимся найти своё место в этой жизни. При этом название фильма никак не связано с государством из южной Америки, оно отсылает нас к песне, которую главный герой, чиновник по имени Сэм Лаури напевает в конце фильма.
При создании этой кинокартины, Терри Гиллиам был вдохновлён произведением Джорджа Оруэлла «1984», однако помимо этого произведения, ещё одним источником вдохновения режиссёра может считаться книга Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Оператор «Бразилии» Роджер Прэтт часто использует в фильме широкоугольные объективы, приближаясь периодически к героям максимально близко, чтоб зритель мог максимально прочувствовать эмоции героя. Помимо этого это добавляет «искусственности» всему происходящему в фильме.
И говоря об искусственности нельзя не упомянуть про все декорации в фильме. Возможно частично это связано с недостатком бюджета, но скорее всего это операторское и режиссёрское решение сделать этот футуристичный город максимально игрушечным.
Отмечая декорации хочется ещё подметить цвет в фильме. Все сцены в городе и вся атмосфера в городе сделана максимально в «серых», неярких, мрачных цветах.
Таким образом создаётся ощущение той самой «серой» массы общества, которая живёт в этом городе, подчиняется всем законам, подписывает кучу бумаг и арестовывает тех, кто не подчиняется или как-то нарушает законы. И лишь сцены сна Сэма яркие и цветные. В них он летит на крыльях за своей любовью, сражается с огромными самураями (что отсылает нас к фильмам Акиры Куросавы). Эти сцены максимально выбиваются из всего фильма, они показывают лишь характер Сэма Лаури. Однако в конце фильма эти сцены обретают смысл.
Не смотря на то, что фильм относится к жанру комедии, концовка у него трагична. В выборе между прекрасным сном и печальной реальностью наш герой выбирает сон, и остаётся в нём.
Терри Гиллиаму даже пришлось вытерпеть битву с студией, потому что продюсеры хотели убрать трагичную сцену и закончить фильм хэппи-эндом, чтобы увеличить кассовые сборы фильма. Однако Терри Гиллиам победил, и его версия с трагичным концом приводит всех нас к важному выводу (как и книга Оруэлла): человек априори бессилен против системы, и не может победить её в одиночку.