Продолжая тему про умное делание, назову нередкий вопрос, который задают люди про умное делание.
Вопрос звучит так: а говорит ли что-либо Христос про умное делание или его открыли, как практику, христианские подвижники после Христа?
Краткий ответ: да, говорит.
И об этом есть в Евангелии. Христианские подвижники взяли Его Слова и пример за основу и развили эту практику.
Что же говорит об умном делании Христос?
В 16 главе самого глубокого в богословском плане евангелии от Иоанна, Христос говорит ученикам:
«О чем не попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ин 16:23-24).
Второй момент звучит в притче о мытаре и фарисее (Лк. 18:9-14) про молитву мытаря, откуда и стало произрастать умное делание.
Молитва звучит так:
«Боже, будь милостив ко мне, грешнику».
Святитель Игнатий Брянчанинов, исследовавший историю умного делания, говорит, что изначально, в первые века христианства, Иисусова молитва (совершение ее человеком на разных уровнях и составляет основу умного делания) звучала кратко:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня».
И лишь веками позже было добавлено выражение «грешного», напоминая, тем самым, и о молитве мытаря, и о состоянии падшего человека перед Совершенным Богом.
Таким образом, в Евангелии дано указание на умное делание, на Иисусову молитву.
Просите во имя Мое, то есть Христа. И пример молитвы мытаря, как молитвы принятой Богом.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.