Шведская любовь
Соседка скажет, что его не любили,
Но никто не помнил, почему и за что,
Соседка скажет, как легко все забыли
Досадный призрак в нелепом пальто.
Наутилус «Город братской любви»
Кинематограф ввиду своей динамичности практически всегда безапелляционно навязывает свою линию, не давая зрителю возможности обдумать тот или иной момент повествования, попробовать найти обоснование поступкам героя и уже потом составить свое мнение. Нет, почти всегда в лоб – этот герой хороший, а тот злодей совсем наоборот. Брат Данила Багров, как в компьютерной игре, расстреливает клерков в офисе и из года в год собирает лайки постсоветской аудитории. Следующее поколение уже на полном серьезе помогает выбирать тормознутой школьнице Белле между вампиром и оборотнем. И даже обратный эффект – злодеи вроде Фредди Крюгера подаются так проникновенно, что с детства подсаженные на иглу сопереживания герою создают фан-клубы в соцсетях, где постят килотонны признаний в любви психопату.
Шведский пенсионер Уве показан несчастным и нуждающимся в сочувствии. У него недавно умерла жена, детей нет, с работы попросили. Смысл жизни сократился до выбора – веревка, выхлопные газы или лобовуха электрички. Разумеется, любой зритель, выбравший жанр стариковской трагикомедии, просто обязан будет переживать за Уве. Второго пути нет, и создатели на протяжении почти двух часов будут поддерживать огонек сопереживания полешками флешбеков и трогательных моментов, вроде просящих детишек рассказать им сказку. А так как во время фильма нету возможности для анализа, а после – нет привычки, посмотрел - и забыл, переключившись на другую, постоянно меняющуюся информацию, то в памяти останется только образ ворчливого, но хорошего деда. Ну, что же. все такими будем.
А на деле не все. Уве – социопат по жизни. Он ненавидит всех людей, которые не укладываются на его полочки. Тот на велосипеде посмел проехать мимо окон дома, тот – дурак с руками из задницы, да и все вокруг идиоты. Один раз, вдумайтесь, один раз за жизнь у Уве появился друг, да и с тем пришлось разругаться, ведь Уве предпочитает автомобили марки Сааб, а приятель, подумать страшно, меняет Вольво на БМВ. И превратился бы Уве в потенциального Чикатило, или, что наиболее вероятно, в желчного старика, колотящегося от ярости от всего на свете, если бы не две женщины. Совершенно неправдоподобные женщины, но чего в жизни не бывает.
Первая – жена Соня. Красивая и умная девушка вдруг влюбляется в угловатого, бедного, недотепистого юношу и окружает его семейной заботой. Странно, конечно, что у общительной красавицы никого на горизонте не было, кроме мелькнувшего в вагоне полубродяги. Вторая – соседка Парванех, эмигрантка из Ирана. Конечно, беременные многодетные мамы всегда готовы забросить на задний план мужа и детей, чтобы лишний раз пообщаться со стариком, который их чуть ли не с первых секунд посылает к фаллическому богу.
Можно возразить, что Уве никому ничего плохого не делал, наоборот, людей иногда спасал, на могилу жены цветы носил, за порядком квартала добросовестно следил. Это так, но лишь потому, что у него такая программа. Машина должна быть только Сааб. Молоток должен лежать слева от рашпиля. По дорожкам ходить нельзя. Чиновники – это нелюди. И как только догма нарушается, старик мгновенно закипает от гнева. А догма нарушалась ежедневно, то в магазине акция на цветы, то кто-то хочет проехать на перекрестке, то сосед не знает, куда шестигранный ключ вставлять. И как только устои сдвигаются, то, оказывается, за душой у Уве ничего и нет. В фильме, правда, показали, как Уве в конце концов полюбили, и он тоже отогрелся. На самом деле, если вам в лицо постоянно хамит престарелый сосед, то вряд ли вы побежите к нему душу раскрывать. Просто добавите его в игнор.
И такие озлобленные ненужностью своих мировоззрений старики есть везде. В каждой стране, в каждом городе, в каждом многоквартирном доме. И в этом виноваты они сами. Если ты ненавидишь весь мир, не стоит удивляться, что и всему миру ты абсолютно фиолетов. Несмотря на иногда появляющиеся фильмы, которые номинируют на Оскар. Во второстепенной категории «.. на иностранном языке».