Найти тему

Мы к английскому неспособные! (Что не так с этой фразой?)

Оглавление

Давно хочу написать про НЕ СПОСОБНЫХ к языку детей.

Из недавних разговоров:

- Дочь год ходила в «английский» сад дорогой, по итогам года знала слов десять, говорить не могла вообще. Мы были уверены, что ребенок неспособный просто, уже решили приостановить с английским»

- У нас все к языку в семье неспособные, куда уж ему.

- Учительница еще во втором классе сказала, что языки – это не его, ну мы смирились.

Давайте по пунктам

Способности

Ок. Никто до конца не знает, как это работает, что такое способности, и где граница между правильной техникой обучения, опытом, аналитическими данными и этим странным ДАРОМ.

Я много читаю истории полиглотов, которые ради развлечения учат по два новых языка в год. Так вот среди них огромное количество тех, кто в школе с трудом освоили один язык, кому говорили «ты безнадежен» и «язык это не твое». А потом у них что-то такое перещелкнуло, и они пошли учить языки с огромной скоростью.

Способности – это про довольно запредельные высоты. Чаще всего не нужные в обычной жизни. У человека с абсолютным слухом есть огромный шанс стать великим музыкантом. Но научиться неплохо играть и петь может и человек с неидеальным слухом.

Я не раз спрашивала тренеров своих детей – «А есть ли у них способности к теннису?». И каждый раз слышала ответ: «Спортивные результаты – это сотни часов работы. Мы способных вообще не очень любим, они хуже работают. Им дается результат легче, и они быстрее сходят с дистанции. А вот я вам сейчас назову с десяток чемпионов мира, которые же совершенно деревянные, и нормально, отлично играют».

В Швеции и Нидерландах, например, на английском говорят прекрасно, они работают носителями в других странах, и это не потому, что они все генетически одарены, а в том числе потому, что фильмы и программы не переводят с английского а показывают с субтитрами (но, конечно, тут не только в тв дело)

Каждый ли человек может петь?

Несомненно. Правда, один будет петь в душе, а другой в La Scala, но петь могут ВСЕ.

Каждый человек может петь лучше. И это сейчас открывают для себя сотни взрослых, им в детстве говорили «не пой», а сейчас они с педагогами доходят до огромных высот.

Если человек научился говорить на одном языке, он точно может научиться говорить на другом языке.

Слух, умение распознать звуки, память, умение все это реализовать в речи – конечно, все это важно. Но огромное количество из этого – приобретенные данные. (в комментариях оставлю видео прекрасного полиглота, который как раз рассказывает о том, где граница таланта и усилий)

Я неспособный?

Примерно каждый третий взрослый студент приходил ко мне с такими словами про себя. Учил английский 10 лет в школе, 5 лет в вузе, застрял на B1 (начало Intermediate) и уверен, что результата особо не будет. Через несколько месяцев оказывается, что у него все отлично со способностями, прогресс как надо, и все эти «неспособный» - это миф.

Неспособный – это удобный ярлык для преподавателя – не «я не смог», не «я делаю неправильно», а он неспособный.

Если ли разница между тем, кто отпахал 10000 часов и тем, у кого чудо таланта от природы? Да, наверное. Да, наверное, на мировых конкурсах пианистов придирчивое жюри определить что вот у этого природный полет, а у того – сотни часов работы.

Но это же не про нас.

Для английского языка не нужны никакие конкурсы и первенства.

Нам нужно уметь объясниться и понять.

Так откуда начинать разбираться?

1. Проанализируйте свои занятия или занятия ребенка

Что происходит? 15-20 минут каждый день, общения с минимальным переводом, веселая игра и веселые задания (для любого, кстати, возраста), РЕЧЬ.

Или 2 раза в неделю, с большим объемом русского языка, чтение, перевод, диктанты и разбор грамматики? Или заучивание списков «сегодня выучим 10 видов овощей»?

Готова поспорить, что за «неспособный» стоит скорее всего неправильная система преподавания. Что это не ошибка студента и уж тем более неспособность, что это неверное преподавание.

Я много провожу открытых вебинаров про то, как правильно и как неправильно, вот, например, 10 мая будет бесплатный вебинар, тут всего не напишешь.

Но начните с анализа!

2. Правда ли вам нравится то, что вы делаете, изучая язык? Вам нравится раскрывать скобки и читать «Сагу о Форсайтах»?

Правильные материалы должны быть такими, которые хочется ЕЩЕ и ЕЩЕ, которые заставляют вас думать «Аааа, сейчас всех уложу ииии» - как когда выходит серия классного сериала.

3. Никогда не обсуждайте с ребенком его СПОСОБНОСТИ.

Это мощнейшее клеймо на всю жизнь, которое потом перебить невозможно, этот «синдром способного» остается на всю жизнь. Мне в началке объяснили, что у меня все плохо со способностями к математике. А в старших классах у меня было твердая пятерка по алгебре, геометрии и полностью решенные самостоятельно два тома Сканави. «Можешь поступать на профильную математику» - говорили мне учителя. Но я же ЗНАЛА, что я ВООБЩЕ не математик.

Каждый раз думая о способностях, думайте, а правильно ли выстроена система занятий?

Так ли учат? То ли делают на уроке? Есть ли система вне уроков?

Есть ли от занятия радость?

И регулярно замерять прогресс, особенно если речь идет о детях. Не ждать ситуации, когда «Три года ходим, толку ноль», а постоянно смотреть – чем эта неделя отличается от прошлой? Что узнали за этот месяц?

Не ждите СПОСОБНОСТЕЙ.

Не думайте про то, что ИХ НЕТ.

Начните с правильной организации изучения языка. Правильной системы и частоты занятий. Изучение языка - это не про волшебный дар говорить на языках, это про правильную систему.