Давно хочу написать про НЕ СПОСОБНЫХ к языку детей.
Из недавних разговоров:
- Дочь год ходила в «английский» сад дорогой, по итогам года знала слов десять, говорить не могла вообще. Мы были уверены, что ребенок неспособный просто, уже решили приостановить с английским»
- У нас все к языку в семье неспособные, куда уж ему.
- Учительница еще во втором классе сказала, что языки – это не его, ну мы смирились.
Давайте по пунктам
Способности
Ок. Никто до конца не знает, как это работает, что такое способности, и где граница между правильной техникой обучения, опытом, аналитическими данными и этим странным ДАРОМ.
Я много читаю истории полиглотов, которые ради развлечения учат по два новых языка в год. Так вот среди них огромное количество тех, кто в школе с трудом освоили один язык, кому говорили «ты безнадежен» и «язык это не твое». А потом у них что-то такое перещелкнуло, и они пошли учить языки с огромной скоростью.
Способности – это про довольно запредельные высоты. Чаще всего не нужные в обычной жизни. У человека с абсолютным слухом есть огромный шанс стать великим музыкантом. Но научиться неплохо играть и петь может и человек с неидеальным слухом.
Я не раз спрашивала тренеров своих детей – «А есть ли у них способности к теннису?». И каждый раз слышала ответ: «Спортивные результаты – это сотни часов работы. Мы способных вообще не очень любим, они хуже работают. Им дается результат легче, и они быстрее сходят с дистанции. А вот я вам сейчас назову с десяток чемпионов мира, которые же совершенно деревянные, и нормально, отлично играют».
В Швеции и Нидерландах, например, на английском говорят прекрасно, они работают носителями в других странах, и это не потому, что они все генетически одарены, а в том числе потому, что фильмы и программы не переводят с английского а показывают с субтитрами (но, конечно, тут не только в тв дело)
Каждый ли человек может петь?
Несомненно. Правда, один будет петь в душе, а другой в La Scala, но петь могут ВСЕ.
Каждый человек может петь лучше. И это сейчас открывают для себя сотни взрослых, им в детстве говорили «не пой», а сейчас они с педагогами доходят до огромных высот.
Если человек научился говорить на одном языке, он точно может научиться говорить на другом языке.
Слух, умение распознать звуки, память, умение все это реализовать в речи – конечно, все это важно. Но огромное количество из этого – приобретенные данные. (в комментариях оставлю видео прекрасного полиглота, который как раз рассказывает о том, где граница таланта и усилий)
Я неспособный?
Примерно каждый третий взрослый студент приходил ко мне с такими словами про себя. Учил английский 10 лет в школе, 5 лет в вузе, застрял на B1 (начало Intermediate) и уверен, что результата особо не будет. Через несколько месяцев оказывается, что у него все отлично со способностями, прогресс как надо, и все эти «неспособный» - это миф.
Неспособный – это удобный ярлык для преподавателя – не «я не смог», не «я делаю неправильно», а он неспособный.
Если ли разница между тем, кто отпахал 10000 часов и тем, у кого чудо таланта от природы? Да, наверное. Да, наверное, на мировых конкурсах пианистов придирчивое жюри определить что вот у этого природный полет, а у того – сотни часов работы.
Но это же не про нас.
Для английского языка не нужны никакие конкурсы и первенства.
Нам нужно уметь объясниться и понять.
Так откуда начинать разбираться?
1. Проанализируйте свои занятия или занятия ребенка
Что происходит? 15-20 минут каждый день, общения с минимальным переводом, веселая игра и веселые задания (для любого, кстати, возраста), РЕЧЬ.
Или 2 раза в неделю, с большим объемом русского языка, чтение, перевод, диктанты и разбор грамматики? Или заучивание списков «сегодня выучим 10 видов овощей»?
Готова поспорить, что за «неспособный» стоит скорее всего неправильная система преподавания. Что это не ошибка студента и уж тем более неспособность, что это неверное преподавание.
Я много провожу открытых вебинаров про то, как правильно и как неправильно, вот, например, 10 мая будет бесплатный вебинар, тут всего не напишешь.
Но начните с анализа!
2. Правда ли вам нравится то, что вы делаете, изучая язык? Вам нравится раскрывать скобки и читать «Сагу о Форсайтах»?
Правильные материалы должны быть такими, которые хочется ЕЩЕ и ЕЩЕ, которые заставляют вас думать «Аааа, сейчас всех уложу ииии» - как когда выходит серия классного сериала.
3. Никогда не обсуждайте с ребенком его СПОСОБНОСТИ.
Это мощнейшее клеймо на всю жизнь, которое потом перебить невозможно, этот «синдром способного» остается на всю жизнь. Мне в началке объяснили, что у меня все плохо со способностями к математике. А в старших классах у меня было твердая пятерка по алгебре, геометрии и полностью решенные самостоятельно два тома Сканави. «Можешь поступать на профильную математику» - говорили мне учителя. Но я же ЗНАЛА, что я ВООБЩЕ не математик.
Каждый раз думая о способностях, думайте, а правильно ли выстроена система занятий?
Так ли учат? То ли делают на уроке? Есть ли система вне уроков?
Есть ли от занятия радость?
И регулярно замерять прогресс, особенно если речь идет о детях. Не ждать ситуации, когда «Три года ходим, толку ноль», а постоянно смотреть – чем эта неделя отличается от прошлой? Что узнали за этот месяц?
Не ждите СПОСОБНОСТЕЙ.
Не думайте про то, что ИХ НЕТ.
Начните с правильной организации изучения языка. Правильной системы и частоты занятий. Изучение языка - это не про волшебный дар говорить на языках, это про правильную систему.