Предвидетика или визиология в бизнесе: как предсказывать будущее и использовать его для успеха
Большие данные, искусственный интеллект, нейросети — все эти технологии меняют мир и бизнес с невероятной скоростью. Чтобы не отставать от конкурентов и адаптироваться к изменениям, компаниям нужно не только реагировать на текущие тренды, но и предвидеть будущие. Как это сделать? Существует наука, которая занимается изучением будущего и его влияния на настоящее — предвидетика или визиология. В этой статье мы расскажем, что это такое, как она помогает бизнесу и как её можно применять с помощью теории общего творческого алгоритма (ТОТА).
Что такое предвидетика или визиология?
Предвидетика или визиология — это наука о будущем, которая изучает возможные, вероятные и желательные сценарии развития мира, общества, человека и бизнеса. Она использует различные методы и инструменты для анализа тенденций, факторов и сигналов, которые указывают на то, что может произойти в будущем. Предвидетика не стремится дать точный прогноз или гарантировать определенный результат, а лишь показывает разные варианты и вероятности.
Предвидетика или визиология имеет несколько целей:
- Помочь принимать решения в условиях неопределенности и риска;
- Стимулировать творчество и инновации;
- Способствовать обучению и развитию;
- Формировать видение будущего и стратегию действий.
Предвидетика и визиология — это разные термины для одной и той же науки о будущем. Предвидетика — это более старое название, которое было предложено в 1960-х годах советским философом и футурологом Игорем Бестужевым-Ладой. Визиология — это более новое название, которое было введено в 1990-х годах российским физиологом и психологом Николаем Бернштейном. Оба термина происходят от слова «видение».
Как предвидетика или визиология помогает бизнесу?
Бизнес — это динамичная и сложная система, которая постоянно подвержена воздействию разных сил: конкуренции, спроса, технологий, законодательства и т. д. Чтобы выживать и развиваться в такой среде, бизнесу нужно не только адаптироваться к изменениям, но и опережать их. Предвидетика или визиология помогает бизнесу в этом следующими способами:
- Она позволяет выявлять новые возможности и ниши на рынке;
- Она помогает анализировать потребности и ожидания клиентов;
- Она способствует созданию уникальных продуктов и услуг;
- Она улучшает планирование и управление ресурсами;
- Она повышает конкурентоспособность и репутацию компании.
Как применять предвидетику или визиологию с помощью ТОТА?
ТОТА — это теория общего творческого алгоритма, которая объясняет сущность творчества как способности преодолевать конфликты между желаемым и действительным с помощью алгоритмического подхода к решению задач в любой области деятельности. ТОТА основывается на двух постулатах: алгоритмическая сущность мира и конфликтная основа творчества.
ТОТА можно использовать для применения предвидетики или визиологии в бизнесе следующим образом:
- Экспозиция — это описание текущей ситуации бизнеса, его целей, проблем и вызовов.
- Завязка — это выявление трендов, факторов и сигналов, которые указывают на возможные сценарии будущего для бизнеса.
- Развитие — это выбор наиболее перспективного сценария будущего для бизнеса, генерация идей для его достижения, проверка гипотез и экспериментов.
- Кульминация — это создание нового продукта или услуги, которое соответствует выбранному сценарию будущего и удовлетворяет потребностям клиентов.
- Развязка — это оценка результатов творческого процесса, анализ его сильных и слабых сторон, выявление возможных улучшений или продолжений.
Например, развитие компании Netflix по ТОТА для применения предвидетики или визиологии в своем бизнесе выглядит так:
- Экспозиция — компания заметила, что американцы все чаще смотрят фильмы дома, а не в кино, и при этом не хотят ходить в видеомагазины и прокаты.
- Завязка — компания выявила тренд на развитие интернета и стриминговых сервисов.
- Развитие — компания запустила свой онлайн-сервис по подписке Netflix, который предоставлял доступ к большому количеству фильмов и сериалов.
- Кульминация — компания стала лидером на рынке видеосервисов с онлайн-подпиской, обслуживая более 200 миллионов пользователей по всему миру.
- Развязка — компания продолжает развиваться, создавая свои оригинальные шоу и фильмы.
Статья полностью написана нейросетью BING.
Клуб первых в мире ТОТА.