Найти тему

«Как научить ребенка учиться»

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

Ребенок с помощью школы должен не только научиться добывать самостоятельно знания, но, главное, понимать их ценность, уметь их применять в жизни. Для этого необходимо изменить и характер учебного процесса, и способы деятельности учащихся: обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Поэтому и появилась потребность введения в образовательный процесс технологии деятельностного метода обучения как одного из вариантов перехода к ФГОС НОО.

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода обучения от традиционного является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, обеспечивая его общекультурное, личностное и познавательное развитие. Какова деятельность – такова и личность.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить, и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры. И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя (учить+ся).

Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться.

Очевидно, что для того, чтобы учиться чему-либо, ученик должен дать себе соответствующую установку - поставить цель.

Когда это может произойти? Когда ученик чего-то не знает или не умеет. Но это "знание о незнании" может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал, пробовал. Однако в его действиях возникло затруднение - иначе бы он все сделал до конца, и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель.

Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию.

Чтобы возник у учащихся познавательный интерес (мотивация), надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию. Самая сильная мотивация мышления формируется именно в проблемной ситуации. В результате у человека возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся. Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании.

Итак, ученик поставил перед собой цель что-то узнать. У него возникло затруднение. Как действовать дальше?

Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий, нужно:

1. Ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;

2. Выработать вместе сними критерии оценки результата;

3. Дать возможность детям построить способ действия;

4. Обеспечить правильную оценку результата;

5. Проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата;

6. Выработать вместе «правильный» способ действия;

7. Повторно решить задачу (выполнить действие).

Необходимо обращать внимание своих учеников не только на то, что они должны сделать, но и обязательно на то, как это делается. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания: новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для учащихся личную значимость.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Из пассивного ребёнка ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)

Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)

Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).

Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

Достичь положительных результатов в любой деятельности, в том числе и учебной, возможно только тогда, когда каждый ее участник соблюдает правила коммуникации:

умеет четко и понятно выразить свою мысль (роль автора);

умеет слышать и слушать говорящего - автора (роль понимающего);

после завершения речи автора умеет задать вопросы на понимание (роль понимающего);

может дополнить или продолжить мысль автора при согласии или, при условии несогласия, аргументированно отстоять свою точку зрения (роль критика)

Ученик как субъект учебной деятельности должен владеть правилами коммуникации. Это важная составляющая его успеха не только в учебной, но и в любой другой деятельности. Именно по этой причине предлагаю ввести простейшие правила коммуникации в начале учебного года, то есть уже в сентябре.

Таким образом, для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия, контроль и оценка результата.

Сформированность учебной деятельности можно оценить с помощью критериев:

наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...)

наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...»)

переживание учащимися субъективного открытия: («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон...»)

осознание учеником усвоения нового как личностной ценности;

(«Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...»)

овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.

Сформировать учебную деятельность младших школьников возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД): личностных; регулятивных; познавательных; коммуникативных.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?».

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребёнок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится квадратом.

2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно.

3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания - познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть

неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом.

4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся. После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: А – аккуратность, П – правильность, С – старание, Т – трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку. Обязательно анализируем итоги самооценки и оценки учителя.

Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке:

- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше

времени, чем при фронтальной работе;

-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность

учащихся;

- возрастает сплочённость класса;

- ученик более точно оценивает свои возможности;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Роли в группах распределены и время от времени происходит их смена для того, чтобы каждый мог попробовать свои силы.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Творческие задания на уроках.

При изучении стихотворений использую, например, такие:

1. Пересказать.

2. Спеть.

3. Написать мини-сочинение.

4. Придумать загадку.

5. Сыграть мини-спектакль.

6. Составить тест.

7. Написать отзыв.

Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология проблемного диалога).

На уроках чтения часто провожу по следам прочитанного эстафету читательского творчества. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

Я почувствовал (а) …

Я увидел (а) …

Я улыбнулся (ась) …

Я вспомнил (а) …

Мне стало грустно …

Я бы продолжил (а) написанное так …

Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …

Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …

Будущее героев я представляю …

Произведение вызвало у меня чувства…

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями, я использую практически на каждом уроке. Например, при работе над проектом «Что такое здоровый образ жизни?», ребятам предложены фотографии здорового и больного мальчиков, рядом с которыми лежит пустая пачка сигарет и задан вопрос: «Кому принадлежала пачка?». Дети отвечают, аргументируя выбор, и делают вывод о вреде курения.

На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

В конце урока обязательно проводится рефлексия:

было трудно …,

я понял …,

у меня получилось …,

меня удивило… и другие.

Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе позволяет системно формировать УУД, зафиксированные в ФГОС НОО, включая учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, выявления причин затруднений в собственной учебной деятельности, выбора способов и средств проектирования, рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия.