Найти тему
Момент в истории

Бомбардировки Берлина в 1941 году советской авиацией - как это было.

Недавно в прокат вышел отечественный фильм "Крылья над Берлином", в котором рассказывается о весьма занимательном эпизоде Великой Отечественной войны - серии авиа налетов советских бомбардировщиков на столицу Третьего рейха практически в самом начале войны - в августе и сентябре 1941 года. Картину оценить предлагаю вам самим, однако перед просмотром хорошо бы в общих чертах понимать контекст и суть данной войсковой операции с чем может помочь эта статья.

Итак, сама мысль о бомбардировке столицы государства, напавшего на СССР и активно продвигающегося вглубь его территорий по направлению к Москве был вызван рядом причин. Советские войска, особенно авиационные, получили серьезный урон в первые дни войны, что создало сильный перевес и доминирование немецких самолетов в воздухе. Уже через месяц после начала атаки на СССР на Москву начали падать первые бомбы. Воодушевленные успехами первых дней войны нацистские руководители, в особенности Геббельс, широко тиражировали слухи о полном уничтожении советской авиации, господстве немецких ВВС в воздухе и неприступности городов Германии для бомб противника. Нацистская пропаганда активно педалировала эту тему как для жителей рейха, так и для населения стран-противников СССР, Франции, Великобритании и т.д.

Сбитый немецкий самолет-разведчик Ю-88  в Москве
Сбитый немецкий самолет-разведчик Ю-88 в Москве

В то же время, советская авиация, которая действительно была сильно ослаблена и понесла огромные потери, все же не была истреблена окончательно и принимала активно участие в защите городов от налетов немцев и активно планировала ответные удары. Так, авиация Балтийского флота планировала нанести авиа удар по базе близлежащей базе германского флота в районе нынешней Калининградской области. Однако, командующий ВВС флота Семен Жаворонков предложил командованию, а позднее лично Сталину, альтернативную цель грядущей атаки - столицу Третьего рейха Берлин. Верховный главнокомандующий идею одобрил - в первые месяцы войны было крайне важно разрушить миф о непобедимости немецкой армии и несокрушимости ее обороны.

 Экипаж бомбардировщика ДБ-3
Экипаж бомбардировщика ДБ-3

Чтобы бомбардировщики смогли преодолеть расстояние до Берлина и вернуться обратно нужно было выбрать точку, максимально близкую к столице неприятеля. Выбор пал на остров Эзель близ Эстонии так как это была самая западная точка, контролируемая СССР. При этом остров фактически уже оказался в тылу немецких сил, глубоко продвинувшихся по центральному направлению в сторону Москвы. Приказ о совершении налета был отдан 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Евгения Преображенского. В качестве машин для задания были выбраны дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ и тяжелые бомбардировщики ТБ-7 и Ер-2. Из-за большой дальности полета необходимо было лететь прямым курсом и снабдить аппараты дополнительными баками с топливом, что уменьшало максимально возможное количество бомб до 2 по 250 килограмм или одной по 500. Чтобы преодолеть линии ПВО необходимо было лететь на большой высоте за облаками.

Подготовка бомбардировщика к боевому вылету
Подготовка бомбардировщика к боевому вылету

7 августа, после пробных и разведывательных полетов, первая группа из 15 дальних бомбардировщиков была отправлена на цель. 8 августа, добравшись до цели бомбы были сброшены над Берлином и его предместьях. Не ожидавшие атаки немцы спохватились довольно поздно и когда средства ПВО были запущены, все самолеты уже взяли обратный курс и без потерь вернулись обратно. 10 августа был осуществлен вылет других частей - это были десять тяжелых бомбардировщиков, летевших с территории Пушкина. Из них лишь 6 смогли сбросить бомбы, а обратно в целости вернулись лишь два - такой итог не был признан достаточно успешным.

Далее вылеты продолжались до 5 сентября 1941 года - всего 9 штук. Всего за время серии было отправлено 86 самолето-вылетов из которых 33 смогли отбомбить саму столицу, 37 не смогли добраться до Берлина но сбросили бомбы на близлежащие города, а 16 самолетов по разным причинам не смогли достичь цели. Всего потеряно было 17 самолетов и 7 экипажей. К осени 41-го года, однако, советские войска были вынуждены оставить Эстонию и отойти на восток, потеряв тем самым возможность бомбить земли Германии.

Пожары в ночном Берлине (1941)
Пожары в ночном Берлине (1941)

Последствия серии этих налетов были не столько осязаемыми, сколько психологическими и идеологическими. Не нанеся непоправимого урона противнику, советские летчики доказали врагу и всему миру, что авиация СССР не стерта с лица земли и продолжает сражаться и способно настигать врага даже в его столице. Немецкий народ был испуган и ошарашен внезапными взрывами у себя в сердце нацистской империи, а фюрер был просто взбешен - так тщательно создаваемая и внушаемая им легенда о непобедимости нацистской армии и неприкосновенности германских земель была разрушена.

Спасибо всем за внимание и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи! До новых встреч!