Найти тему

Использование загадок для развития речи

Особое значение имеет загадка для развития речи малыша. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребёнка по отношению к языку, выражающееся в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребёнком по аналогии с уже усвоенными формами. К.И. Чуковский ( в книге «От двух до пяти») подчёркивал, что именно период от двух до пяти лет ребёнок обладает необычайным чутьём языка, что ведёт за собой активное его усвоение.

 Источник: https://unsplash.com/
Источник: https://unsplash.com/

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её.

Загадка, возбуждая мыслительную активность ребёнка, всегда ставит его на путь решения определённой проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит чётко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, рекомендуется при отгадывании загадок ставить перед ребёнком цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна.

Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира, но знакомить с ними прежде, чем предлагать соответствующие загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными. Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

 Источник: https://unsplash.com/
Источник: https://unsplash.com/

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие её ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на её построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень ёмко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идёт успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся иллюстрации, картины, предметы, игрушки.

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на мой канал!

#творчество для детей

#русский язык

#загадки

#фольклор

#литература

#тайны

#развитие ребенка

#кругозор

Познакомиться с авторскими загадками можно в книге "Батый Ирина. Весёлые загадки обо всём"

Узнать всё сразу можно из авторской книги: "Отгадай, дружок, загадку! Тайны загадок" Вы любите тайны? Тогда эта книга для Вас! Представляется возможность узнать все тайны загадок: почему так важно и полезно: взрослому человеку уметь удивить, задав загадку, а ребёнку – сообразить и обосновать ответ. Эта книга для детей, потому что в ней много разных загадок. Эта книга и для взрослых, так как автор говорит с читателями об истории возникновения и практике использования загадок. Рассуждения коротки, а примеры многочисленны.