Найти тему
Это интересно!

Древнегреческая архитектура: виды храмов и греческая ордерная система

В этой статье мы начнем говорить о древнегреческой архитектуре: об основных типах древнегреческих храмов, о том, что такое архитектурный ордер и каковы его главные части, и о зарождении, развитии и смысле ордерной системы.

Древнегреческая архитектура - это в первую очередь храмы. Поэтому и мы будем рассматривать только храмы.

План греческого храма
План греческого храма

Древнегреческий храм по планировке очень прост - это прямоугольное здание без окон с единственным входом и с колоннами. У храма внутри может быть только одно помещение, которое так и называется наос, что по-гречески значит "храм". Там стоит статуя бога.

Иногда перед наосом есть преддверие, оно называется по-гречески пронаос.

Иногда, это не обязательно, но иногда с противоположной стороны есть помещение с отдельным входом. Оно называется опистодом. Это сокровищница, там хранили подношения, которые греки приносили в храм.

Различают несколько типов древнегреческих храмов. То, к какому типу относится храм, зависит от того, сколько у него колонн и где они стоят.

Сокровищница афинян в Дельфах. 5 в. до н.э.
Сокровищница афинян в Дельфах. 5 в. до н.э.

Минимальное количество колонн храма - две, они стоят перед входом между двумя выступами, торцовыми выступами стен, которые называются антами. Храм с двумя колоннами между антами называется храм в антах.

Храм в антах
Храм в антах

Другой тип храма: колоннада стоит от угла до угла перед всем торцом, перед целым фасадом. Такой храм называется простиль.

Простиль
Простиль

Бывает, когда колоннада стоити с одного торца храма, и с другого. Такой храм называется амфипростиль.

Амфипростиль
Амфипростиль

Если колоннада окружает храм целиком по периметру, он называется периптер, как бы окрыленный. И это самый распространенный тип греческого храма.

Периптер
Периптер

Наконец, колоннада может окружать храм по периметру два раза, тогда он называется диптер. Диптер намного больше, чем периптер.

Диптер
Диптер

Есть, наконец, еще один вариант: диптер, у которого внутреннюю колоннаду убрали. Это как бы периптер, но только между стенами и колоннадой двойное расстояние. Такой храм называется псевдодиптер. Он такого же размера, как и диптер, но колонн в нем меньше. Соответственно, он дешевле. Это эконом вариант диптера.

Псевдодиптер
Псевдодиптер

Ну и наконец, последний тип храма - это круглый храм с круглой колоннадой по периметру. Его греки называли просто "круглый", что по-гречески звучит как толос.

Толос
Толос

Конструктивно греческие храмы были устроены очень просто. Каменные столбы, на них лежат каменные балки. Никаких связующих растворов греки не знали.

В общем, то, как построены древнегреческие храмы, ничем не отличается от того, как были построены мегалиты - сооружения, которые возводились в Европе на несколько тысяч лет раньше, чем греческие храмы. Все величие, вся ценность древнегреческой архитектуры не в инженерных решениях, а в художественных.

Храм пПосейдона в Пестуме. Нач. 5 в. до н.э.
Храм пПосейдона в Пестуме. Нач. 5 в. до н.э.

Говоря о художественном смысле древнегреческой архитектуры, исследователи обычно называют два ее специфических качества, и разумеется эти качества они обозначают древнегреческими словами: антропоморфизм и тектоника.

Сначала о первом. Антропос - это "человек", морфэ - это "форма" по-гречески. Стало быть, антропоморфная архитектура - это такая архитектура, которая в каком-то смысле похожа на человека.

Похож ли древнегреческий храм на человека? Ну вряд ли. А вот колонна уже более-менее похожа.

Древнегреческие и древнеримские архитекторы писали научные труды об архитектуре. Этих трудов было очень много, на уцелел только один: трактат "Десять книг об архитектуре". Его написал древнеримский архитектор Витрувий на рубеже 1 века до нашей эры и 1 века нашей эры. Книга Витрувия очень важна, так как это единственный текст, из которого понятно, какой смысл античные архитекторы вкладывали в то, что они строят.

А: дорический ордер, Б: ионический ордер, И: корифский ордер
А: дорический ордер, Б: ионический ордер, И: корифский ордер

И вот в одном из мест своего трактата Витрувий пишет: "Дорическая колонна похожа на мужчину в расцвете сил, ионическая - на женщину, а коринфская - на стройную девушку".

Колонны из храма Афины в Приене. 4 в. до н.э.
Колонны из храма Афины в Приене. 4 в. до н.э.

Давайте рассмотрим иллюстрацию с колоннами. Они все, кроме дорической, состоят из трех частей: у них есть база - это как бы стопы, ствол - как бы туловище, иногда даже говорят тулово колонны, а вертикальные желобки на тулове или на стволе - это как бы складки одежды. Эти желобки называются каннелюры. И, наконец, самый верх - это третья часть колонны. Она называется капитель. Капитель - это как бы голова.

Поверхность колонны выпукла, и это тоже придает ей некоторое сходство с живым телом. Колонна же держит балки, она держит тяжесть. У неё как будто под тяжестью этих балок слегка вздулись мышцы.

-14

На иллюстрации выше можно посмотреть, чем колонны трех основных греческих ордеров - дорического, ионического и коринфского - отличаются друг от друга.

Во-первых, они отличаются пропорциями: ионическая колонна тоньше и выше, чем дорическая, а коринфская еще тоньше и выше.

Во-вторых, у них разные капители. Ионическую капитель всегда можно узнать по таким "ушкам", которые называется волюты, а коринфская капитель похожа на корзину, увитую листьями аканта. Акант - это такая греческая разновидность лопуха.

Ну и одна маленькая особенность: у коринфской и ионической колонны есть базы, а у дорической - нет.

Антропоморфизм древнегреческой архитектуры имеет вот еще какой нюанс.

Курос. Ок. 540 - 530 гг. до н.э.
Курос. Ок. 540 - 530 гг. до н.э.

Давайте посмотрим на древнегреческую статую. Видите линию, которая отделяет корпус от бедер? Она встречается у некоторых мужчин, но далеко не у каждого. Это редкая анатомическая особенность, но в греческих статуях она есть всегда. Она как бы делит тело на два основных элемента: на ноги, которые, как колонны, несут тяжесть, и на, собственно, все остальное - туловище, руки, голову, - которые покоятся на этих двух колоннах.

Греку важно, изображая тело, четко обозначить, из каких частей оно состоит, и обозначить сочленение. Поэтому в этих статуях всегда хорошо проработаны суставы, всегда подчёркнута мускулатура вокруг коленей.

Как мы видим, антропоморфность древнегреческой архитектуры - это двусторонняя связь. Не только колонна подобна человеку, но и человек, с точки зрения древнего грека, устроен в каком-то смысле, как здание.

Сходство в том, что древний грек одинаково воспринимает и колонну, и храм, и человеческое тело как конструкцию, состоящую из частей, хорошо подогнанных друг к другу и крепко соединенных.

Тут мы подходим к разговору о том, что такое тектоника. Но чтобы понять это, нам предстоит узнать об ордере кое-что новое.

Ордер, а это не только колонны, ордер - это система, которая охватывает все тело здания.

-16

Она включает в себя помимо колонн также основания, на которых они стоят, и, самое главное, систему балок, которые лежат сверху. Эта конструкция называется антаблемент - то, что несут колонны.

У каждого ордера антаблемент свой. Дорической колонне соответствует дорический, ионической - ионический, и он выглядит по-другому. Их нельзя менять местами. На дорическую колонну, например, ионический или коринфский антаблемент положить нельзя.

Парфенон. Иктин и Калликрат. 447 - 432 гг. до н.э.
Парфенон. Иктин и Калликрат. 447 - 432 гг. до н.э.

Давайте обратим внимание на одну очень интересную деталь, которая есть только в дорическом антаблементе. Вот эти вертикальные пластинки, покрытые собственными маленькими каннелюрами, под карнизом. Их называют триглифы.

Что это такое? Ну, представьте себе, что должны же быть какие-то балки, которые соединяют колоннаду со стеной, которая идет параллельно колоннаде за ней. Триглифы - это торцы вот этих перпендикулярных балок.

Оказывается, детали греческого ордера - это не узоры, это не орнамент, это реальная конструкция, работающая конструкция. Ну, или это орнамент, изображающий конструкцию, артикулирующий ее, как та линия, которая отделяет корпус от бедер в греческой статуе.

Храм Афины Афайи. Реконструкция
Храм Афины Афайи. Реконструкция

Вот чем древнегреческие храмы отличаются от мегалитов. Стоунхендж, пожалуй, самый известный из мегалитов, по-своему прекрасен, - это просто конструкция, совершенная в своей молчаливой простоте.

Древнегреческий храм - это точно такая же конструкция, но не молчаливая. Он рассказывает нам о том, из каких частей он состоит и где эти части друг с другом соединяются. И рассказывает, как настоящий грек: убедительно, многословно, красиво, используя эффектный риторический приём.

Вот это качество древнегреческой архитектуры - то, что здание демонстрирует нам свое устройство, показывает, как оно построено, и убеждает нас в том, что оно устроено разумно и прочно, - оно и называется тектоникой.

Как мы видим, с точки зрения древнего грека, тектонично и здание, и тело человека, и, при желании, те же самые закономерности можно увидеть даже в древнегреческих вазах.

Видимо, так у них было устроено сознание, что во всем, на что они обращали свое внимание, древние греки искали и находили конструктивную подоснову.

#культура #искусство #архитектура #история #история искусства #древняя греция #греческие храмы #древнегреческая архитектура #ордерная система #это интересно