В этой статье мы начнем говорить о древнегреческой архитектуре: об основных типах древнегреческих храмов, о том, что такое архитектурный ордер и каковы его главные части, и о зарождении, развитии и смысле ордерной системы.
Древнегреческая архитектура - это в первую очередь храмы. Поэтому и мы будем рассматривать только храмы.
Древнегреческий храм по планировке очень прост - это прямоугольное здание без окон с единственным входом и с колоннами. У храма внутри может быть только одно помещение, которое так и называется наос, что по-гречески значит "храм". Там стоит статуя бога.
Иногда перед наосом есть преддверие, оно называется по-гречески пронаос.
Иногда, это не обязательно, но иногда с противоположной стороны есть помещение с отдельным входом. Оно называется опистодом. Это сокровищница, там хранили подношения, которые греки приносили в храм.
Различают несколько типов древнегреческих храмов. То, к какому типу относится храм, зависит от того, сколько у него колонн и где они стоят.
Минимальное количество колонн храма - две, они стоят перед входом между двумя выступами, торцовыми выступами стен, которые называются антами. Храм с двумя колоннами между антами называется храм в антах.
Другой тип храма: колоннада стоит от угла до угла перед всем торцом, перед целым фасадом. Такой храм называется простиль.
Бывает, когда колоннада стоити с одного торца храма, и с другого. Такой храм называется амфипростиль.
Если колоннада окружает храм целиком по периметру, он называется периптер, как бы окрыленный. И это самый распространенный тип греческого храма.
Наконец, колоннада может окружать храм по периметру два раза, тогда он называется диптер. Диптер намного больше, чем периптер.
Есть, наконец, еще один вариант: диптер, у которого внутреннюю колоннаду убрали. Это как бы периптер, но только между стенами и колоннадой двойное расстояние. Такой храм называется псевдодиптер. Он такого же размера, как и диптер, но колонн в нем меньше. Соответственно, он дешевле. Это эконом вариант диптера.
Ну и наконец, последний тип храма - это круглый храм с круглой колоннадой по периметру. Его греки называли просто "круглый", что по-гречески звучит как толос.
Конструктивно греческие храмы были устроены очень просто. Каменные столбы, на них лежат каменные балки. Никаких связующих растворов греки не знали.
В общем, то, как построены древнегреческие храмы, ничем не отличается от того, как были построены мегалиты - сооружения, которые возводились в Европе на несколько тысяч лет раньше, чем греческие храмы. Все величие, вся ценность древнегреческой архитектуры не в инженерных решениях, а в художественных.
Говоря о художественном смысле древнегреческой архитектуры, исследователи обычно называют два ее специфических качества, и разумеется эти качества они обозначают древнегреческими словами: антропоморфизм и тектоника.
Сначала о первом. Антропос - это "человек", морфэ - это "форма" по-гречески. Стало быть, антропоморфная архитектура - это такая архитектура, которая в каком-то смысле похожа на человека.
Похож ли древнегреческий храм на человека? Ну вряд ли. А вот колонна уже более-менее похожа.
Древнегреческие и древнеримские архитекторы писали научные труды об архитектуре. Этих трудов было очень много, на уцелел только один: трактат "Десять книг об архитектуре". Его написал древнеримский архитектор Витрувий на рубеже 1 века до нашей эры и 1 века нашей эры. Книга Витрувия очень важна, так как это единственный текст, из которого понятно, какой смысл античные архитекторы вкладывали в то, что они строят.
И вот в одном из мест своего трактата Витрувий пишет: "Дорическая колонна похожа на мужчину в расцвете сил, ионическая - на женщину, а коринфская - на стройную девушку".
Давайте рассмотрим иллюстрацию с колоннами. Они все, кроме дорической, состоят из трех частей: у них есть база - это как бы стопы, ствол - как бы туловище, иногда даже говорят тулово колонны, а вертикальные желобки на тулове или на стволе - это как бы складки одежды. Эти желобки называются каннелюры. И, наконец, самый верх - это третья часть колонны. Она называется капитель. Капитель - это как бы голова.
Поверхность колонны выпукла, и это тоже придает ей некоторое сходство с живым телом. Колонна же держит балки, она держит тяжесть. У неё как будто под тяжестью этих балок слегка вздулись мышцы.
На иллюстрации выше можно посмотреть, чем колонны трех основных греческих ордеров - дорического, ионического и коринфского - отличаются друг от друга.
Во-первых, они отличаются пропорциями: ионическая колонна тоньше и выше, чем дорическая, а коринфская еще тоньше и выше.
Во-вторых, у них разные капители. Ионическую капитель всегда можно узнать по таким "ушкам", которые называется волюты, а коринфская капитель похожа на корзину, увитую листьями аканта. Акант - это такая греческая разновидность лопуха.
Ну и одна маленькая особенность: у коринфской и ионической колонны есть базы, а у дорической - нет.
Антропоморфизм древнегреческой архитектуры имеет вот еще какой нюанс.
Давайте посмотрим на древнегреческую статую. Видите линию, которая отделяет корпус от бедер? Она встречается у некоторых мужчин, но далеко не у каждого. Это редкая анатомическая особенность, но в греческих статуях она есть всегда. Она как бы делит тело на два основных элемента: на ноги, которые, как колонны, несут тяжесть, и на, собственно, все остальное - туловище, руки, голову, - которые покоятся на этих двух колоннах.
Греку важно, изображая тело, четко обозначить, из каких частей оно состоит, и обозначить сочленение. Поэтому в этих статуях всегда хорошо проработаны суставы, всегда подчёркнута мускулатура вокруг коленей.
Как мы видим, антропоморфность древнегреческой архитектуры - это двусторонняя связь. Не только колонна подобна человеку, но и человек, с точки зрения древнего грека, устроен в каком-то смысле, как здание.
Сходство в том, что древний грек одинаково воспринимает и колонну, и храм, и человеческое тело как конструкцию, состоящую из частей, хорошо подогнанных друг к другу и крепко соединенных.
Тут мы подходим к разговору о том, что такое тектоника. Но чтобы понять это, нам предстоит узнать об ордере кое-что новое.
Ордер, а это не только колонны, ордер - это система, которая охватывает все тело здания.
Она включает в себя помимо колонн также основания, на которых они стоят, и, самое главное, систему балок, которые лежат сверху. Эта конструкция называется антаблемент - то, что несут колонны.
У каждого ордера антаблемент свой. Дорической колонне соответствует дорический, ионической - ионический, и он выглядит по-другому. Их нельзя менять местами. На дорическую колонну, например, ионический или коринфский антаблемент положить нельзя.
Давайте обратим внимание на одну очень интересную деталь, которая есть только в дорическом антаблементе. Вот эти вертикальные пластинки, покрытые собственными маленькими каннелюрами, под карнизом. Их называют триглифы.
Что это такое? Ну, представьте себе, что должны же быть какие-то балки, которые соединяют колоннаду со стеной, которая идет параллельно колоннаде за ней. Триглифы - это торцы вот этих перпендикулярных балок.
Оказывается, детали греческого ордера - это не узоры, это не орнамент, это реальная конструкция, работающая конструкция. Ну, или это орнамент, изображающий конструкцию, артикулирующий ее, как та линия, которая отделяет корпус от бедер в греческой статуе.
Вот чем древнегреческие храмы отличаются от мегалитов. Стоунхендж, пожалуй, самый известный из мегалитов, по-своему прекрасен, - это просто конструкция, совершенная в своей молчаливой простоте.
Древнегреческий храм - это точно такая же конструкция, но не молчаливая. Он рассказывает нам о том, из каких частей он состоит и где эти части друг с другом соединяются. И рассказывает, как настоящий грек: убедительно, многословно, красиво, используя эффектный риторический приём.
Вот это качество древнегреческой архитектуры - то, что здание демонстрирует нам свое устройство, показывает, как оно построено, и убеждает нас в том, что оно устроено разумно и прочно, - оно и называется тектоникой.
Как мы видим, с точки зрения древнего грека, тектонично и здание, и тело человека, и, при желании, те же самые закономерности можно увидеть даже в древнегреческих вазах.
Видимо, так у них было устроено сознание, что во всем, на что они обращали свое внимание, древние греки искали и находили конструктивную подоснову.
#культура #искусство #архитектура #история #история искусства #древняя греция #греческие храмы #древнегреческая архитектура #ордерная система #это интересно