Найти в Дзене
ДУМАТЬ ПОДАНО!

Наровчатская Л. Б. Загадка происхождения языка

Загадка происхождения языка человечества волни-

тельна до сих пор. Во всем мире трудятся ученые и оди-

ночки-энтузиасты над разгадкой тайны: где, когда, кто

сказал первое слово? И какое это было слово?

На помощь языкознанию пришли археология, антро-

пология, нейрофизиология, психолингвистика, история,

философия. Эта помощь позволяет подняться к новым

высотам, преодолеть старые рубежи и стереотипы. По-

новому воспринимаются идеи Вильгельма Гумбольдта о

дограмотном периоде речи и становлении языка, о "пра-

корнях". Суть учения школы Николая Mappa дает пищу

для ума и в эру компьютеров.

Главное, что дает надежду на разгадку тайны, — это

наличие основного банка понятий всей ойкумены. Ведь

банк этот опирается на реальные факты бытия.

Но что такое "понятие"?

Заглянем в философский словарь: "Понятие — одна

из форм отражения мира мышления, с помощью кото-

рой познается сущность явлений, процессов, обобщают-

ся их существенные стороны и признаки.

Понятие — продукт исторически развивающегося по-

знания, которое, подымаясь с низшей ступени на вы-

сшую, резюмирует на основе практики добытые резуль-

таты во все более глубоких понятиях, совершенствует,

уточняет старые и формирует новые. Поэтому понятия

не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находят-

ся в состоянии развития, прогрессируя в сторону адек-

ватного отражения действительности... Понятия состав-

ляют значение и смысл слов языка...

Основная логическая функция понятия состоит в

мысленном выделении по определенным признакам ин-

тересующих нас в практике и в познании предметов.

Благодаря этой функии понятия связывают слова с опре-

деленными предметами, что делает возможным уста-

новление точного значения слова и оперирование им в про-

цессе мышления...

Образование понятия, переход к нему от чувственных

форм отражения — сложный процесс, в котором приме-

няются такие приемы познания, как сравнение, анализ и

синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и бо-

лее или менее сложные формы умозаключения...

При этом часто понятия науки создаются лишь tia

основании гипотетических предположений о существова-

нии тех или иных объектов и об их природе..." (Философ-

ский словарь. M., Политическая литература, 1963).

Атом не был бы расщеплен, если бы Менделеев не на-

писал на клочке бумаги свое понятие о системе элемен-

тов, воплотив мечты алхимиков е явь...

Историческая нить понятий началась на заре челове-

чества. Это были далекие рубежи обитания питекантропа!

Укрощение огня, изобретение узла, колеса, порожден-

ные ими культы вызывали рождение целых пластов по-

нятий в языке ойкумены, что и легло в основу общечело-

веческой информации о смирении и использовании жи-

вотного для гарантированной сытости и передвижения с

грузом по планете, т. е. освоение Земли уже в неолите.

Это особенно хорошо видно с современных позиций.

Сейчас, как никогда, вскрываются сокровенные связи на-

родов и времен, выявляется путь становления человече-

ства: его взлет от "органической частицы природы" до со-

здателя ноосферы по Вернадскому.

Мир городов, машин, мир идей, музыки, плещущих-

ся искусственных морей и каналов, выведенные породы

скота, заповедные парки, где мы пытаемся сохранить

еще не уничтоженных, не съеденных "братьев наших

меньших", индустрия саморазвлечения, ставшего некоей

манией, поглощающей все помыслы, эмоции, время и

силы "братьев старших", — то, без чего человек не мыс-

лит уже своего существования, — ноосфера...

По последним данным ученых в ойкумене Старого

света, т. е. Евразии и Африке, человек начал бурно фор-

мироваться 150 тысяч лет тому назад. Уже со времен пи-

текантропа (архантропа) возникает речь и язык. Сначала

это был диалогический обмен словами-предложениями

в эпоху собирательства и охоты. Но параллельно разви-

вается понятийное мышление, опыт обобщается. Из него

извлекаются уроки, на результатах их растет открытие

мира, осмысление его явлений и прогнозирование их.

В эпоху неандертальцев трудовые процессы усложня-

ются, совершается скачок от собирательства и загонной

охоты к земледелию и скотоводству. И все эти процессы

впитывает и отражает язык и речь.

Земледелие, родившееся как гарант от стихийных

бедствий и климатических изменений, повсеместно ут-

верждается на 2 тыс. лет ранее скотоводства. Оно застав-

ляет человека следить за чередованиями сезонов и коле-

баниями климата особо пристально, привязывая земные

явления к изменениям небесным: фазам Луны, конфи-

гурации Млечного Пути — Древа Жизни, траектории

движения Сириуса, солнечным затмениям, кометам,

Марсу, Венере и др.

Опыт порождает запас информации, нуждающейся в

передаче от поколения к поколению. Выстраивается раз-

ветвленная идеология, расширяющаяся еще больше с уг-

лублением и разрастанием кругов познания в животно-

водческий период, при постижении космических явле-

ний.

Археологи и антропологи утверждают, что числен-

ность населения ойкумены резко возросла после гаран-

тированного получения запасов пищи, как результат

приручения скота и продуктивного земледелия. Они да-

же фиксируют "первый неолитический взрыв" и "первую

неолитическую революцию".

И произошло это совсем "недавно" — 11 — 8 тыс. лет

назад, когда на землях в верховьях Дона, Днепра, выше

Зубово-полянского щита, у Жигулей дотаивали снега по-

следнего европейского оледенения. Уже был изобретен

узел, стыковался каменный молоток с державкой-руко-

яткой, дубилась кожа, меховые шубы украшали неандер-

талок. Жилище человека стало культурным, многофунк-

циональным: спальней, кухней, местом труда, детской,

местом передачи опыта и знаний, кладовой и лечебни-

цей, торжищем и культурным очагом, где совершались

первые обряды.

Согласитесь, что по сравнению со 150 тысячами лет

11 тысяч не так уж много! Но именно в период "неолити-

ческой революции" ученые фиксируют резкое увеличе-

ние информативного поля, что вызывает перестройку

мозга и черепа, костяка тела в результате разширения

видов деятельности в период земледелия, скотоводства,

ремесел, связанных с переработкой их продуктов, с ухо-

дом за посевами, скотом, с изменением образа жизни

при оседлости, с трансформацией отношений внутри че-

ловеческих сообществ от мены-торговли, а особо — от

фиксации всего этого информационного потока речью.

Речь, жившая около 130 тысяч лет как диалог в замк-

нутой группе охотников и собирателей, с изобретением

узла и колеса стала средством общения разрозненных

единокровных и далеких племен.

Уже примитивный охотник был глубоко помнящим

анатомом и обладал массой сведений по поведенческой

манере зверей и других объектов охоты. Агротехнические

и животноводческие познания (с их сезонной регулярно-

стью и чередованием климатических изменений) поро-

дили необходимость предвидения. Слово "предвидение"

по латыни значит VERA — ВЕРА. "Вера" — это "взгляд в

будущее". Накапливающийся опыт человечества, связан-

ный с неподвластными человеку космическими явлени-

ями, одевался в покровы суеверия и мистицизма. Но из-

начально вера несла в символически-магической форме,

в разноцветий культов и обрядов крохи практической ис-

тины об окружающем мире, зачатки научных знаний со

времен питекантропа. Их же нес от поколения к поколе-

нию язык, набирая банк слов и шлифуя грамматический

строй.

Развитие науки, т. е. более точных и материальных

знаний и методов веры-предвидения, неумолимо, как са-

ма жизнь! Но при этом и наука пользуется тем языком,

который дала человеку его история. Слово "бакалавр" на-

всегда будет "бакалавром", т. е. "быком увенчанным", а

"бацилла" — "коровкой"; наше слово "молоко" — лактозой

"праматери богини Ma" древних, "туризм" — прогулкой

на туре по диким лесам II тысячелетия и в салоне совре-

менного турбовинтового лайнера, а "бабушка" — "бычи-

хой-прародительницей" скотоводов!

Нет, Пушкин ошибался, назвав язык человеческий

"празднословным и лукавым"! Язык всегда был деловым

и истинным: он отбирал и впитывал необходимое для

будущего движения человечества честными дорогами

трудолюбивых, гордых, умеющих за себя постоять, по-

кровительстующих больным и слабым, поклоняющихся

свету разума и истины! Человек родил язык, но и язык

помог "огранить" дух человеческий от законов зверства и

пожирания сильным слабого. Слово обрело объективную

силу, "божественную" власть. Оно исторгает слезы, сво-

дит с ума, извергает напалм и залп боеголовок. Но оно и

расправляет морщины в улыбке, заставляет зло уступить

добру. И главное при общении словами — правильное их

понятие. Именно оно — носитель опыта древних поколе-

ний.

Тесные связи народов в древние времена прослежены

учеными по захоронениям и останкам, одежде, утвари,

украшениям и даже игрушкам членов древних цивили-

зованных конгломератов.

По характерным долям в черепе антропологи отмеча-

ют, что язык, несущий единые понятия времен неолита,

возник на стыке-узле четырех ареалов неандертальского

(архантроп) вида:

1) европейские неандертальцы (среда обитания Сев.

Африка, Испания, Англия, Балканы, Причерноморье);

2) африканские неандертальцы (среда: Восточная Аф-

рика и Египет);

10

3) неандертальцы группы схул (Присрединоморье

Азии);

4) переднеазийские неандертальцы (Тигр — Евфрат,

Каспий, Арал) (см.: Алексеев В. П. Становление челове-

чества. M., Политиздат, 1984).

Неудивительно, что корневой пласт русского языка,

заложенный в момент рождения и шлифовки при выра-

ботке основополагающих понятий, так разительно бли- •

зок к испанскому и английскому! Ведь в одном ареале он

существовал в качестве средств общения более 100 тысяч

лет, замыкая земли современной Англии, Испании, Гре-

ции, Италии, Болгарии, Восточной Европы в единый ин-

формативный круг ("кольцо" — "рай") с постоянным об-

меном мельчайшими жизнеизменениями, на фоне торг-

овли и войн, пульсировавших на схлесте быта.

Если говорить образно, то проторенная словами-по-

нятиями тропа в человеческом мозгу есть отражение ис-

торических событий, технологических взрывов, пережи-

тых человечеством и передаваемых из уст в уста на про-

тяжении тысячелетий, из рук в руки — воочию.

Поэтому, естественно, языковые тайны можно от-

крыть, только опираясь на эти реалии — на реалии про-

топонятия, т. е. древнейшего его звукового символа —

протослово неолита.

Взгляд схематика-"верхогляда", т. е. современного

догматика, опирающегося лишь на мизерную пленочку

грамотных документов, написанных в последнее тысяче-

летие существования вечно живущих народов, имеющих

?бщую историю развития, — а пленочка эта лежит на по-

верхности разговорной стихии Океана Языков в

100 — 150 тыс. лет! — такой взгляд обречен на бесплодие,

на "темные места".

Ведь даже "служебные частицы" есть телеграммы си-

туаций, переживаемых многократно человечеством: все

эти междометия, предлоги, окончания слов, артикли и

союзы.

Все они есть понятия определенной ситуации, эмо-

ции, действа или явления — с глубочайшим философ-

ским смыслом! Это "азбука Морзе" древности, проявле-

ние мудрости и опыта Человечества.

И не важно, где стоит понятие "поверхности", "време-

ни" или "зла" — в начале (предлог-приставка), середине

(корень) или в конце слова. Маленькая "частичка" фор-

мирует смысл современного слова-телеграммы из не-

скольких понятий древних!

Возьмем для примера слова "утро" или "ночь". У — по-

нятие "Близости". T — понятие потенции, царство бога

Тота и богини Та, т. е. "того света", вечной тайны, тьмы,

смерти, ночи. P — круг, цикл, жизнь, персонифицирован-

ный бог Солнца Pa, "белый" свет" быка-бога, крылатого

Бела-Мардука. О — округ-горизонт, общность.

"У + T + P + О" есть не что иное, как "касание-сбли-

жение солнца и тьмы по линии горизонта", т. е. миг "рас-

света" — "бога Pa осиливания над богом Тотом" — бук-

вально!

"Ночь" же — это "нутро общей силы бога Тота, тьмы,

тайны".

Вы скажете, что на английском, на испанском и т. д.

так не получится? Вот здесь-то и раскрывается великая

тайна "философии" народа, его "духа", его исторических

контактов. Об этом мы поговорим предметно, но ниже.

Подход к смыслу слов с позиций протопонятийности,

т. е. восприятие каждого слова в качестве целой фразы

древних, позволяет решить "неразрешимые" проблемы,

т. к. дает найти тот ключ-понятие, которое конкретизиру-

ет смысл слова, определит его круг применения.

Уже несколько десятков лет живет проблема "темных

мест" в древнерусской поэме "Слово о полку Игоря". А

ведь ее можно решить только с позиций истории миро-

вого языка и истории касты древних воинов — "всадни-

чества"! Терминология касты всадничества, запечатлен-

ная грамотой Рамзеса II, Хеттусили III, Александра Ан-

тидракона или Римских Всадников была одинакова и у

индо-скифов, маранов или викингов, т. е. во все времена

и на всех пространствах кормящих клинок земель.

И проблемы славянской истории, Руси немыслимо

решить, варясь в собственном соку выжженной пожари-

щами насилия истории...

И строй поэтики в "Слове" возрос не у дивов, прыгаю-

щих по деревам, а на общемировой гармонии стихосло-

жения, ставшей почвой для "всаднического" эпоса от Са-

хары до Сахалина.

Интересную мысль высказал Хенрик Бирнбаум, сла-

вист из Калифорнии, в своей обобщающей работе по

праславянскому языку*:

"Есть серьезные основания полагать, что приблизи-

тельно до 500 г. новой эры общий язык славян был еще в

высокой степени единообразен... Фактически все попыт-

ки восстановить эти ранние этапы общеславянского пра-

языка должны поэтому основываться на методе внутрен-

ней реконструкции, т. е. технике, с помощью которой

данные последней фазы уже неоднородного общеславян-

ского языка периода 500 — 1000 гг. могут быть спроеци-

рованы в прошлое... Имеются в виду первичные — в про-

тивовес вторичным или даже третичным — звуки, фор-

мы, а также... отдельные типы фраз и предложений...

Обоснованность... результатов... может быть впослед-

ствии подтверждена соотношением... с фактами других

индоевропейских языков".

Неоценима практика школы академика Mappa в этом

смысле. Четыре его понятия (SAL, BER, YON, ROLLI)

стали перекладинами креста, на котором распяли живо-

трепещущую наследственную мысль русской науки о

языке, объявив его "богоискателем" и "космополитом".

Соловушки сталинизма, заливаясь на авансцене перед

"железным занавесом", воспевали "пролетарскую науку", а

за занавесом росла и крепла "буржуазная наука"... Бог им

судья.

Понятия "общесущей силы" рода человеческого, его

"веры" — протонауки, "многосилия общности народа",

"круг расселения темей силы" исходных родов, понятие

первой круговой узы дани — РУЗы-РУСи хранят все

языки человечества.

Язык, как все в Космосе, есть система. И, в принципе,

подобно системе, вскрытой Менделеевым или системе-

телу живого существа, он должен иметь набор основопо-

лагающих элементов — протосмыслов, т. е. понятий, об-

разов, реалий внешнего мира, как мы говорили выше.

Среда "деятельности" этих элементов организована по за-

конам всех систем, что подтверждается опытом машин-

ных языков, системами информатики. Зависимость же

восприятия внешнего мира человеком описывается фор-

мулой В. Д. Глезера и И. И. Цукермана (в монографии

"Информация и зрение"). Это формула "древа нейронов"

человеческого мозга: X = 15 Iog2Y, где X — время опоз-

нания объекта в миллисекундах, Y — число объектов, ко-

торые могут быть предъявлены организму.

Общеизвестно, что живой организм предпочитает

любым зависимостям именно логарифмические или

приближенные к ним. "Внутренний глаз", пробегающий

по полкам памяти, где за 150 тыс. лет разговорной речи

накопился банк понятий, ищет на "древе" реальных ней-

ронов ту почку, ветку, лист, цветок, сучок, которым и яв-

ляется новое, привычное или древнее, отмирающее сло-

во.

Древо Мысли — Древо Жизни — это один из постула-

тов древних философов. А его космическая ипостась —

Млечный Путь — проявление закономерности развития

Космоса, порождение Природы-Бога...