Найти в Дзене
Город на память

«Город на память». 265. Автозаводская улица

28 июля 2016 года/ В XIX веке сосновая Тюфелева роща была любимым местом загородного отдыха горожан, но в 1916 году случилось событие, сгубившее заповедные сосны и превратившее окрестности Симонова монастыря в индустриальный символ Москвы. 20 июля в роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества, за возведение которого взялся «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко». С тех пор, всё что здесь строилось, так или иначе имело отношение к автозаводу АМО-ЗИС-ЗИЛ. Смотрите старое фото: На исторической фотографии руководители строительства осматривают местность, где вскоре вырастет автомобильный завод. История автозавода заслуживает отдельной главы, которую можно завершить некрологом по предприятию, почившему после тяжёлой и продолжительной болезни. Сейчас от автозавода ЗИЛ осталось лишь название улицы – Автозаводская, которая начинается от Велозаводской и завершается у Автозаводского моста через Москву-реку. Улицу можно разделить на две части: жилую, сос

28 июля 2016 года/

В XIX веке сосновая Тюфелева роща была любимым местом загородного отдыха горожан, но в 1916 году случилось событие, сгубившее заповедные сосны и превратившее окрестности Симонова монастыря в индустриальный символ Москвы. 20 июля в роще состоялась торжественная закладка завода Автомобильного московского общества, за возведение которого взялся «Торговый дом Кузнецов, Рябушинские и Ко». С тех пор, всё что здесь строилось, так или иначе имело отношение к автозаводу АМО-ЗИС-ЗИЛ.

Смотрите старое фото:

1916 Тюфелева роща

На исторической фотографии руководители строительства осматривают местность, где вскоре вырастет автомобильный завод.

История автозавода заслуживает отдельной главы, которую можно завершить некрологом по предприятию, почившему после тяжёлой и продолжительной болезни. Сейчас от автозавода ЗИЛ осталось лишь название улицы – Автозаводская, которая начинается от Велозаводской и завершается у Автозаводского моста через Москву-реку. Улицу можно разделить на две части: жилую, состоящую из конструктивистских зданий и парадных сталинок, и производственную – с фасадами заводских корпусов, административных зданий и профильных учебных заведений.

-2

Автозаводская улица, 1 – построен в 1934 году, в нём находится конечная троллейбусно-автобусная станция «Велозаводская улица».

-3

Смотрите старое фото:

1962—1965 Улица Автозаводская

-4

В 1955-1958 годах по обе стороны Автозаводской выросли нарядные новостройки.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Памятник ополченцам Пролетарского района, погибшим в Великой Отечественной войне (открыт 6 мая 1980 года)

-14
-15
-16

Автозаводская улица, 11 – этот дом построен в 1961 году и необычен тем, что в него вписан уже существовавший ранее павильон станции метро «Автозаводская».

Смотрите старое фото:

1946—1949 Станция метро «Завод им. Сталина» (ныне «Автозаводская»). Южный вестибюль

Станция была спроектирована ещё в конце 1930-х, а строительство завершилось в военном 1943 году. Одна из самых красивых станций московского метро построена по проекту Алексея Душкина, который так говорил о своей работе: «Станцию «Автозаводская» люблю за то, что она сделана как бы на одном дыхании. Здесь чётко выражена конструктивная сущность и, как у русских храмов, чистота работающей формы».

В аванзале напротив эскалатора установлено мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора. На нём танки проходят парадом по Красной площади, а за боевыми машинами возвышается фигура былинного богатыря. Роспись на потолке вестибюля изображает сцены из жизни рабочих автозавода.

Путевые стены станции украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны». На них изображены рабочие завода ЗИС в литейном, механосборочном и кузнечном цехах, механизаторы и рыбаки, а также авиаторы и моряки, защищающие труд советского народа. Помимо мозаик, стены украшены барельефами «Народы севера», «Народы Кавказа», «Лётчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». А вот цитаты Джамбула «Это всё дела, что сталинская мудрость родила» и Сталина «Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства» были заштукатурены после развенчания культа личности вождя. Тогда же поменяли и само название станции. Идея переименовать «Автозаводскую» в «Симоново» высказывалась в 1992 году на волне отказа от советской топонимики в пользу исторических названий местности, но поддержки не нашла.

-17
-18
-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25

Автозаводская улица, 10 – Пролетарский райком, построен в 1937-1938 годах по проекту архитекторов Д.Розова и Н.Тихомирова. Сейчас в здании размещается Префектура ЮАО.

Смотрите старое фото:

1958—1962 Автозаводская улица

-26
-27

Автозаводская улица, 21 – современное школьное здание. Ещё до революции на этом месте была деревянная земская школа, перестроенная в 1927 году.

-28

Дальше улица сворачивает направо, оставляя чуть в стороне жилой массив 1929-1930-х годов, построенный для рабочих автомобильного завода.

Смотрите старое фото:

1928—1935 Жилой комплекс АМО

-29
-30
-31

Автозаводская улица, 21 – купальня-баня Рогожско-Симоновского района (ДСО «Труд» имени лётчика Героя Советского Союза Е.И.Лобанова, ФОК «АМО ЗИЛ»).

Смотрите старое фото:

1928 Автозаводская ул., 21. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Торпедо»

«Комбинат чистоты» был построен в 1928-1930 годах по проекту архитектора Сергея Панина вблизи заводов АМО и «Динамо» (современный адрес Автозаводская улица, 21) и мог за час обслужить около 400 человек. Бани и душевые размещались в боковых крыльях здания, а в центральной части находился бассейн с чашей 25 на 14 метров и глубиной до пяти метров. Примечательно необычное инженерное решение: этот большой бассейн с трибунами для зрителей поднят на высоту второго этажа.

-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

Смотрите старое фото:

1932 Ленинская слобода. Купальня- баня

За минувшие десятилетия «начинка» бассейна неизбежно менялась в соответствии с новыми требованиями, была демонтирована прыжковая вышка, заменено оборудование, но в оформлении интерьеров сохранились вазоны с советской символикой, метлахская плитка и две гипсовые скульптуры – «Пловчиха» (девушка на старте) и «Спортсмен» (юноша, сжимающий в руке то ли ядро, то ли мяч). Здание могло быть снесено при строительстве Третьего транспортного кольца, но выстояло, хотя и лишилось одного крыла.

-45
-46
-47
-48
-49
-50

Автозаводская улица, 14 – Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт (ОАО «ВТИ»)

-51
-52

Автозаводская улица, 16 – Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), открыт в 1931 году как филиал вечернего автомеханического института – «АМИ-АМО», с 1960 года завод-втуз при ЗИЛе. Современное здание построено к 1972 году.

-53

Автозаводская улица, 18 – крупный торговый центр выстроен на месте корпусов ЗИЛа, снесённых одними из первых, в 2006-2007 годах.

-54

Автозаводская улица, 18 корпус 2 – здание построено до войны как детские ясли, перепрофилировано под административные функции, сейчас в нём Пенсионный фонд.

Смотрите старое фото:

1968—1971 Улица Автозаводская

Этот участок улицы на 100% оправдывает название, вот они на фото – автозаводские корпуса.

-55

Сейчас на Автозаводской оставили несколько административных зданий ЗИЛа – это вторая проходная, за которой начиналась главная аллея, ведущая через всю территорию завода. В отличие от райкомовского Ленина, зиловский Ильич спокоен, никуда не призывает, а удовлетворённо наблюдает за выполнением «громадья планов».

-56
-57

Основной продукцией автозавода стали грузовые автомобили, самые первые модели АМО-Ф-15 не справились с конкуренцией, зато созданный по американскому прототипу ЗИС-5 выдержал тяжёлые испытания фронтовыми дорогами. Сейчас в любом военно-историческом музее найдётся хотя бы один экземпляр ЗИС-5 и ни одна выставка ретроавтомобилей не обходится без сверкающих лимузинов ЗИС. И это небольшая составляющая продукции АМО-ЗИС-ЗИЛ, выпускавшего десятки моделей грузовых автомобилей, автобусов, представительских легковых автомобилей, вездеходов и бронетранспортёров.

-58
-59

От самых старых построек сохранился корпус заводоуправления, где совсем скоро разместится Музей хоккейной славы. Залы пока пустуют, но всё готово к монтажу музейной экспозиции. На фасаде мемориальная доска с традиционной надписью, что Владимир Ильич Ленин выступал здесь перед рабочими на митинге. Вероятно, доску хорошо помыли, стерев позолоту с букв, и теперь текст едва различим.

-60
-61

Московский автомеханический техникум, сейчас политехнический колледж № 31

-62

А это современный контент Автозаводской улицы – спортивно-развлекательный квартал «Парк Легенд». Главные спортивные объекты квартала: многофункциональный комплекс ВТБ Ледовый Дворец – первое в России спортивное сооружение с тремя аренами под одной крышей, комплекс водного спорта с Олимпийским центром синхронного плавания имени Анастасии Давыдовой, Музей хоккея. В инфраструктуру войдут конгресс-центр, отель, торговые центры, магазины, паркинг. Жилая площадь составит около 160 000 квадратных метров.

-63
-64

Вдали десятки башенных кранов колдуют над сотами будущего жилого комплекса ЗИЛАРТ.

-65

Автозаводская улица, 23 корпус 15 – новое здание заводоуправления (ну относительно новое, построено в 1970 году).

-66

Эта история началась с Тюфелевой рощи, здесь же и завершается. Царские охотничьи угодья (в этих местах охотился царь Алексей Михайлович, останавливался Пётр I) были разорены к 1930-году, вековые ели и сосны превратились в топливо и фонарные столбы. Сейчас Тюфелевой Рощей называют небольшую улочку, зажатую старыми автозаводскими постройками.

-67

Автозаводская улица завершается у одноимённого моста через Москву-реку.

-68

Интерактивная карта «Город на память» позволяет открыть все опубликованные на канале фотоальбомы:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
-69

Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе

-70

Фотографии: Евгений Чесноков

Москва до сих пор загадка? Презентация проекта «Город на память»

-71

#городнапамять #москва #архитектура #автозаводскаяулица #история #зил #редевелопмент #промзона #строительство #фотопрогулка