История знакомства
Когда-то я собиралась поступать во ВГИК на режиссёрский факультет, вдохновлялась Василием Макаровичем Шукшиным и на просторах интернета наткнулась на этот пост:
«Рассказывают, что Михаил Ильич Ромм, работая во ВГИКе, обожал мучить абитуриентов просьбой пересказать «Анну Каренину», справедливо полагая, что в процессе такого пересказа образование, интеллект и вкус поступающего выявятся в полном объеме.
Обратился он с аналогичной просьбой и к абитуриенту Шукшину. Шукшин, говорят, даже возмутился:
— Какая «Анна Каренина»? У нас в посевную горючего нет! Школу ремонтировать надо, котельная старая…
Вполне сочувствуя хозяйственным трудностям советского Алтая, присутствующие при диалоге поняли, тем не менее, что юноше во ВГИКе не учиться. Но Ромм, ко всеобщему удивлению, нарисовал против его фамилии плюсик.
— Но ведь он же не читал «Анны Карениной»… — осторожно напомнил кто-то мастеру.
— Да, — ответил Ромм, — но вы представляете, что будет, когда он это прочитает?»
В. Шендерович «Изюм из булки»
Я решила, что будет как-то несолидно, если при поступлении во ВГИК мне зададут подобный вопрос, а я не смогу ничего внятно ответить. Правда идти на режфак я передумала и поступила не во ВГИК, но не пожалела о прочтении «Анны Карениной».
Мне кажется, лет 15-16 — идеальный возраст, когда стоит взять этот роман в руки. Даже чуть в более старшем возрасте испытываешь уже не такие яркие чувства по отношению к героям, но это лучше помогает понять глубину их характеров, мотивы поступков.
При прочтении из мужских персонажей положительные чувства у меня вызывал только Левин. Очевидно, что такого эффекта и добивался Толстой, но об этом чуть позже.
Судьбе Анны и Кити хотелось сопереживать, лично меня они не раздражали как Наташа в «Войне и мире». Конечно, здесь есть и размышления о крепостничестве и женских правах (куда же Толстой без философствования), но они слишком сухие и затянутые. Намного интереснее наблюдать за взаимоотношениями героев.
У меня ещё промелькнула мысль, что было бы разумнее заменить в школьной программе «Войну и мир» на «Анну Каренину». Да, это произведение не такое глубокое, но и не такое объёмное. Здесь тоже раскрывается "мысль семейная" и я хотела написать, что нет этого злополучного дуба (ну, вы поняли), а потом вспомнила, что есть.
Персонажи и их характеры
Анна вышла замуж за Каренина, когда ей было лет 18, без любви. Естественно, встреча с человеком, который вызовет в ней бурю чувств, должна была произойти. Таким человеком стал Вронский. Но главной проблемой героини стало не то, что она изменяет мужу, а чувство вины и её неспособность жить так дальше. К слову, общество в то время было очень лицемерным: развод считался позорнее измены. Так что даже после того, как все узнали о связи Карениной с Вронским, они были вынуждены скрываться.
Интересно, что Анна появляется в романе в первую очередь для того, чтобы помирить своего брата Стиву и его жену Долли. Но сама она, попав в похожую ситуацию, так и не может обрести гармонию.
Героиня знакомится с Вронским на вокзале и они становятся свидетелями ужасной смерти сторожа, который попал под поезд. Вот она, наша любимая кольцевая композиция в романе.
Странная двойственность присутствует в том, что и Каренин, и Вронский — оба Алексеи. Для меня до сих пор остаётся загадкой, взял ли Каренин после смерти жены её дочь на воспитание из-за чувства долга или потому, что он всё же любил Анну.
Вронский показался мне довольно поверхностным. Уже в начале романа он просто поиграл чувствами Кити и забыл о ней. Это уже показывает его не в лучшем свете. Я думаю, у Вронского были действительно сильные чувства к Анне. Но если для неё он становится смыслом жизни, то сам Вронский не испытывает к ней таких глубоких чувств. Это видно по тому, как он к ней постепенно охладевает, видя, что общество их не принимает. Интересно также, что Анна очень привязана к своему сыну Серёже, но равнодушна к своей дочери от Вронского. Таким образом Толстой подчёркивает её утрату нравственности.
Союзу Анны и Вронского противопоставлен союз Левина и Кити. Без одной сюжетной линии не возможно понять другую, жаль, что этим фактом пренебрегают во многих экранизациях. Но Анна противопоставляется не Кити, а именно Левину. Любовь Анны— страстная, порочная, разрушительная. Чувство Левина наоборот светлое, чистое, возвышенное, оно приносит в его жизнь спокойствие. Кстати, прототипом Левина был сам Л.Н. Толстой. В домашнем кругу писателя называли Лёв, а фамилию персонажа можно читать и как Лёвин, и как Левин. Даже сцену, где Левин признаётся Кити в любви и предлагает ей выйти замуж, Толстой взял из своей жизни. Он действительно объяснялся подобным образом со своей женой Софьей Андреевной, но она не поняла (для меня загадка, как там вообще что-то можно было понять в этих шифрах).
Но самую сильную антипатию вызывал у меня Стива Облонский, который изменял своей жене с гувернанткой и сожалел только о том, что не смог этого скрыть. И ему это легко сходит с рук. Просто потому, что он мужчина. А теперь вспоминаем, что его сестра Анна оказалась в аналогичной ситуации, но была отвергнута обществом, долго мучилась, а жизнь её закончилась сами знаете как. Я думаю, даже то, как Стива рассуждает об измене, сравнивая её с кражей калача сытым человеком, говорит о его приземлённости, плотском и греховном восприятии любви.
Психологизм
Да, «Анну Каренину» сложно назвать актуальной. Мы, современные читатели, далеки от тех реалий, в которых существуют герои. К счастью, нам трудно представить, что сейчас процесс развода настолько сложен и абсурден. Главная героиня, даже если бы развод произошёл, всё равно была бы опозорена и потеряла все свои связи в обществе. А их брак с Вронским при живом Каренине был бы не возможен. Хотя разведённый мужчина мог снова жениться, не дожидаясь смерти прежней супруги. Конечно, нам это кажется диким, но в 19 веке такие истории были в порядке вещей.
И казалось бы, зачем тратить своё время на очередную нудятину. Всё таки объём произведения немаленький: Толстой пишет огромными предложениями, нагромождая причастные и деепричастные обороты, описывая при любой возможности природу. Нам и так хватило школьной программы по литературе. Но давайте вспомним, как автор изображает внутренний мир героев. Литературовед А.П. Скафтымоф писал о психологизме в произведениях Толстого: "Толстой же прослеживает процесс протекания чувства во времени и тем самым воссоздает его с большей живостью и художественной силой". Автор описывает переживания героев. Иногда посредством их внешних проявлений, иногда — напрямую. Например, вспомним эпизод, когда Стива приезжает Успокоить Анну: "И Степан Аркадьич улыбнулся. Никто бы на месте Степана Аркадьича, имея дело с таким отчаянием, не позволил себе улыбнуться (улыбка показалась бы грубою), но в его улыбке было так много доброты и почти женской нежности, что улыбка его не оскорбляла, а смягчала и успокаивала. Его тихие успокоительные речи и улыбки действовали смягчающе успокоительно, как миндальное масло. И Анна скоро почувствовала это". Здесь мы по косвенным признакам можем сделать вывод, что Стива спокоен и хочет утешить сестру. Настроение героя передаётся Анне. Или когда Левин возвращается домой после исповеди: "Вернувшись в этот день домой, Левин испытывал радостное чувство того, что неловкое положение кончилось и кончилось так, что ему не пришлось лгать". Здесь Толстой раскрывает внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения. А внутренний монолог Карениной перед её самоубийством заслуживает отдельного внимания.
Эпиграф
Эпиграфом к роману служит фраза из Библии "Мне отмщение и аз воздам". Что означает, что человек сам себя накажет. Так и происходит в конце романа. Ведь Анна сама бросается под поезд, наказывая себя.