Автор - Васильева Оксана Николаевна
доцент, к.ю.н.
Департамент правового регулирования экономической деятельности
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
С наступлением 2020 года, перед малым и средним бизнесом началась череда непростых испытаний. 2020 год стал отправной точкой для многочисленный ограничений, с которыми столкнулись коммерческие организации в связи с вынужденными ограничительным мерами со стороны государства, вызванными всемирной пандемии. Эти ограничительные меры стали подобием естественного отбора в призме предпринимательства, так как немалому количеству компаний в том момент оказалось непосильным бременем соответствовать тогдашним условиям реализации товаров и оказания услуг.
Одна часть рынка, которой являются крупные международные компании и корпорации смогла адаптироваться к новым условиям рынка за счёт внушительного накопления капитала.
Другая часть рынка, которой являются предприятия малого и среднего бизнеса, из-за невозможности в тот момент инвестировать в адаптацию, покинула рынок навсегда или же временно приостановила свою деятельность. Сегодня рынок столкнулся с ещё одним, не менее громким, вызовом коммерческой деятельности. С каждым днём с российского рынка уходят все больше и больше иностранных компаний в связи с наложенными санациями в следствии политических противоречий и разногласий на международной арене.
Особенность этого явления заключается в том, что вышеупомянутые санкции затронули 90% сфер предпринимательской деятельности. Бренды ресторанного бизнеса (MacDonalds, KFC), одежда (MassimoDutti, Pull&Bear), бытовая техника и электроника (BOSH, Samsung, Apple, SONY), автомобильный сектор (BMW, Audi, KIA), внутренние грузоперевозки (FedEx, DHL), международная логистика (MAERSK), продукты питания и товары личного бытового пользования (PEPSICO, Unilever), аудит (E&Y). Довольно тяжело предсказать все последствия данного явления, поэтому думаю разумным будет обозначить самые вероятные и серьёзные из них. Начать следует с риска наступления безработицы, так как на сегодняшний день, от 5-20 миллионов человек, трудоустроены в иностранных компаниях, количество безработных граждан может оказаться кратко больше названного числа, так как деятельность многих отечественных компаний завязана на деятельности иностранных компаний. Считаю нужным привести пример.
Факт ухода с рынка иностранных автомобильных брендов, лишает возможности деятельности отечественных дилерских центров и автосалонов, компаний по ремонту и подбору автомобилей. Отсюда представляется возможным сделать вывод о том, что с течением времени предприятия малого и среднего бизнеса, чья деятельность связана с деятельностью иностранных компаний, вынуждены будут покинуть рынок, разумно предполагаю, что это будет сопровождаться потерей рабочих мест.
Второй, более оптимистичный, вариант развития событий возможен в случае мелких дифференцированных предприятий, деятельность которых нацелена на закрытие дыр потребностей, вызванных уходом с рынка крупных игроков. Уход с рынка крупных предприятий и корпораций сильно уменьшает входные барьеры и дает волю для мелкого и среднего бизнеса. Считаю будет разумным, если в такой непростой для бизнеса момент времени, государственный аппарат ослабит налоговую нагрузку для вновь созданных компаний и сможет предоставить для них льготное кредитование, с целью более быстрого и эффективного восстановления рынка товаров и услуг. Не стоит забывать о антимонопольном законодательстве. В такое опасное для мелкого бизнеса время, считаю, что антимонопольные ведомства обязаны в свою очередь не допустить возможности установления хищнических цен уже существующими, более крупными игроками на российском рынке, а также не допустить крупным существующим компаниям занимать более 25% рынка.
Более жёсткое антимонопольное регулирование в симбиозе с более мягкой налоговой нагрузкой сможет позволить вновь созданными предприятиям, быстрее выйти на высокие производные мощности и стабилизировать ситуацию в условиях критически высокого спроса, вызванного уходом с рынка иностранных компаний.
Третий, вполне вероятный сценарий, сопряжён с отсутствуем должного контроля за деятельностью вновь созданных организации мелкого бизнеса, касается это как лицензированных, так и нелицензированных видов предпринимательской деятельности. Начиная с момента образования организации и проверки соответствия организации требованиям того или иного вида деятельности, заканчивая намеренным банкротством и упразднением организации. Объясняется это тем, что в данный нестабильный период времени, большое количество граждан РФ будут предпринимать попытки к занятию предпринимательской деятельности из-за низких барьеров входа, соответственно, регулирующие и контролирующие органы государственной власти не будут способны к должному и качественному контролю за деятельностью вновь созданных организаций.
Последствия могут наблюдаться в несоответствии нормам, стандартам и гостам, а также мнимому и непрозрачному процессу прохождения сертификации и омологации, как следствие, весьма сомнительному получению лицензии. Как результат, полагаю, заполонение рынка некачественным оказанием услуг, выполнением работ, а также заполнение рынка некачественными товарами и продуктами.
Представляю возможным предупредить такой сценарий двумя путями. Первое, это расширение органов государственной власти контролирующих и регулирующих предпринимательскую деятельность.
Второе, реформирование действующей системы управления, путём упрощения структуры контролирующих органов власти и проведения более строгого разделения властных полномочий между ними. Не стоит также забывать о существующей ранее проблеме в области антикоррупционной деятельности государства. Данная проблема также может наложить свой отпечаток в общей картине происходящего в этот не беспроблемный период.
www.otsenk.ru - управленческий учёт и оценка собственности, инвестиционный консалтинг, оспаривание кадастровой стоимости, судебная экспертиза, рецензирование судебных экспертиз
www.esm-invest.com - публикация научный статей, аналитических материалов и новостей
www.cepes-invest.com - сервис онлайн-оценки недвижимости АФОС