Найти тему
Обо всём на свете

Ссылка 1937 год

Роман Иванович второй слева, фото из семейного архива
Роман Иванович второй слева, фото из семейного архива

Он сидел на нарах в бараке, думал о своей семье, о детях, о младшем сыне, который очень скучал без него. Кому же он так помешал, что опять оклеветали, снова осудили и угнали этапом в далёкую Воркуту. Шёл 1937 год. Он ещё не знал, что приговор уже вынесен, скоро будет приведён в исполнение. Расстрелять за «антисоветскую деятельность».

У них была обычная семья, жена, четверо сыновей. Работал, имел корову, телёнка. Жили в старом доме. Докупал понемногу новых брёвен и собирал деньги, чтобы сразу рассчитаться с рабочими за постройку дома. Жена просила: «Давай, хоть одежды детям в школу купим». Но глава семейства был непреклонен, сначала дом.

Когда пришли с обыском, изъяли все деньги, вывезли брёвна, их использовали потом на строительство Дома Культуры.

Старшему сыну Василию он сказал: «Вступай в комсомол, жить легче будет». Младшего Романа погладил по голове, дал пятачок, велел купить пряников. Обещал скоро вернуться.

Весь путь от Нарьян-Мара (столица Ненецкого автономного округа) до Воркуты (Коми республика) шли пешком. Когда шли через родную деревню, дети пытались попрощаться с отцом, но охранник сделал предупредительный выстрел в воздух, и дети рассыпались как горох вниз к реке. Больше рисковать они не стали.

Очевидцы рассказывали, что мой дед, Роман Иванович Дуркин, держался в дороге хорошо, хотя ему было уже за 40. Делился последним с товарищами, поддерживал, как мог.

Младший сын Роман очень тосковал по отцу и заболел. Ничего не помогало. Думали, что умрёт. Но каким-то чудом пришла от отца весточка, что скоро приедет, и они снова будут вместе. Это письмо не сохранилось, но маленький Роман слушал его и потихонечку пошёл на поправку.

Мой отец, Роман Романович
Мой отец, Роман Романович

Это был мой отец - Роман Романович Дуркин. Он ничего не рассказывал про отца, только иногда с дрожью в голосе и слезами на глазах говорил, что очень хочет увидеть его хотя бы во сне, но отец ему никогда не снился.

От дедушки осталась только одна фотография, где он бравый солдат ещё царской армии.

Старший сын – Николай, воевал, был ранен, контужен, умер после войны. Второй сын Романа Ивановича ушёл на фронт, воевал в оленно-транспортном батальоне, погиб под Мурманском.

Третий сын - Пётр, воевал, но был комиссован по состоянию здоровья.

Мой отец - Роман, не воевал, был слишком молод. Выучился на тракториста, большую часть своей жизни проработал в колхозе. Умер в возрасте 75 лет.

Мы пытались найти могилу деда, но безуспешно. На месте захоронений в Воркуте построены дома.

-3
-4

#сталинские репрессии #история #семья #истории из жизни #обо всём на свете

Продолжение смотрите по ссылке ниже

ссылка ниже