Найти тему
Киноа: кино + архитектура

«Красная Африка», которую мы потеряли. Генсеки, дружба народов и кинопленка

На фестивале Visions du Reel в конкурсной программе, посвященной новаторскому кино, показали монтажный фильм петербургского режиссера Александра Маркова «Красная Африка», составленный из множества архивных съемок советских операторов в освобожденных от колонизаторов африканских республиках.


Документалист и преподаватель СПбГУКиТ Марков, снявший в том числе неплохой документальный
фильм о художнике Кошелохове, не первый год пытается вписаться в модный антиколониальный дискурс: четыре года назад при финансовой поддержке Минкульта вышла его «Наша Африка», средний метр на 45 минут, а свою «Красную Африку» практически на том же самом материале (ни копейки, как говорит режиссер, не взяв у государства) он «добил» до полного метра в 65 минут, дополнив хроникальные африканские записи похоронами Брежнева (привет Лознице с его недавними похоронами Сталина) и перестроечной хроникой с так называемым «Балтийским путем» (живая цепь жителей трех прибалтийских республик) – в самом конце – перед вечно падающим памятником Ильичу.

И хотя «Красная Африка» — это один из немногих российских фильмов в программе и один из самых смотрибельных фильмов нынешнего Visions du Reel (все-таки мастерство советских документалистов не уничтожит даже постмодернистский монтаж), все же новый фильм Маркова получился слабее старого.

-2

Процитирую свою рецензию на фильм «Наша Африка», показанный на Артдокфесте в 2018 году:

«Картина охватывает период 1960 — 1990. Хрущев, Брежнев, официальные визиты, делегации, обмен опытом, промышленность, Асуанская плотина, электростанции, внедрение технологий, обучение специалистов — в общем, дружба народов, которая резко оборвалась за два года до того, как Университет имени конголезского лидера Патриса Лумумбы переименовали в «Университет дружбы народов». Действительно, все заканчивается в 1990, на Горбачеве, который пожал руку очередному африканскому лидеру, — и на этом финансирование африканского проекта (во всяком случае, документальных фильмов) завершилось.
Финал кажется чуть ли не трагическим: на фоне декларативного разрыва с прошлым на примере бывших республик, Ельцина и прочих 90-х, мы видим тревожные лица африканцев. Темнеет, они смотрят фильм о Ленине в исполнении Кирилла Лаврова и становятся на десять минут старше. Их бросили, забыли, освободили? Или борьба продолжается? Ответа нет, только напряженные синие облака над кинозалом под открытым небом намекают на дальнейшие события, в которых будут войны, массовые миграции, убийства журналистов и так далее».


В «Красной Африке» тоже есть визиты генсеков и обмен специалистами, хотя фильм с Лениным-Лавровым об обретении Финляндией независимости (который был как раз по теме о праве наций на самоопределение) заменили на фильм с более комичным Лениным-Щукиным, добавили больше рыхлых пейзажей и этнографии в духе National Geographic, и в итоге фильм перемонтировали так, что ушел весь драматизм ситуации и потерялась главная мысль: к чему все это?

Что же касается вклада советских инженеров, то в новом фильме акцент сделан на пиле «Дружба», огнестрельном оружии и добыче алмазов. Будто бы под присмотром белого человека аборигены танцуют, дружно мотыжат африканскую землю, таскают огромные мешки. Не хватает только галош, которых «никто не покупал, кроме как африканцы, которые должны были в них по горячему песку ходить» (В. В. Путин).

-3

Если была задача показать, как работали советская пропаганда и идеология (а именно об этом рассказывает пресс-релиз), как цензурировали и всячески ограничивали советских операторов и с советской, и с африканской стороны (а именно об этом говорит сам Марков, якобы общавшийся с этими самыми режиссерами и операторами), то почему ничего такого нет в фильме?

Хроники произвольным образом смешаны и никак не подписаны, а местами абсурдистский монтаж и нудный саундтрек Виктора Сологуба ничего кроме недоумения не вызывают. Например, зачем многократно зацикливать советский гимн? Это могло бы показаться смешным и даже острым на какой-нибудь подпольной выставке нонконформистов году эдак в 1970-м, но в 2022-м кажется каким-то анахронизмом. С тем же эффектом смонтированы кадры многократных рукопожатий между Хрущевым / Брежневым с многочисленными африканскими лидерами.

-4

Однако проект невероятно интересный. Вот бы проследить судьбы этих африканских республик. Не секрет, что сейчас многие международные премии награждают представителей африканской культуры: вспомним хотя бы Нобелевскую премию по литературе танзанийскому писателю или недавнего Притцкера, доставшегося архитектору из Буркина-Фасо, где сейчас идет война. Что сейчас происходит с культурой в этих странах? Существуют и более печальные примеры — государство Сомали: в фильме Маркова показаны сомалийские студенты Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, а сегодня эта страна известна на весь мир только своими пиратами, документальный фильм о которых тоже показали на нынешнем фестивале Visions du Reel.

Или было бы любопытно сопоставить хроники советские и хроники зарубежных операторов (если таковые имеются). Или дать исторический комментарий или свидетельства очевидцев: например, узнать, чем сейчас занимаются бывшие студенты из африканских стран, которые учились в Москве. Режиссер мог бы подключить к проекту студентов или этнографов или исследователей из других стран, раз уж это такая популярная на Западе тема, — тех же потомков колонизаторов Африки: португальцев, французов, голландцев…

-5

Но скорее всего мы ничего этого не увидим, а вместо увлекательных и содержательных фильмов про Африку, которую мы действительно потеряли, по международным фестивалям так и будут кочевать основанные на советском материале «Наша Африка», «Красная Африка», «Африка — наша!», «Наша красная Африка», «Африка и СССР», «Советская Африка», «Африка в пионерском галстуке» и так далее...

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨‍👩‍Подписывайтесь на канал 💡