Найти в Дзене
Переплёт

Кто придумал Метавселенную и аватаров? "Лавина" Стивенсона

Ровно 30 лет назад, в 1992 году, на планете Земля возникла первая Метавселенная: компьютерный мир, виртуальная реальность, в которой люди управляли своими цифровыми аватарами с помощью силы мысли.

Сегодняшние метавселенные, которые продвигают как вариант будущего, всего лишь жалкие поделки, потуги стать тем, что придумал в своём романе "Лавина" фантаст Нил Стивенсон. Недаром эта книга, наравне с "Нейромантом" Уильяма Гибсона, считается одним из канонических текстов о мрачном технобудущем.

И вот этим двум книгам, которые в среде поклонников киберпанка считаются культовыми, составители рейтинга "50 лучших НФ-книг" выделили 49-е и 45-е места... Почему же киберпанк в рейтинге журнала Esquire оказался в самом низу и хорошо, что вообще оказался? Давайте попробуем разобраться на примере "Лавины" в рамках очередного обзора рубрики "50/50: лучшая НФ Запада".

Несмотря на строго следование канонам киберпанка (то самое "high tech, low life"), главное в романе всё же не киберпанк, а футуризм. Стивенсон на самом деле уже тогда, в начале 90-х, сумел довольно точно предвидеть многие любопытные элементы будущего, становление которого мы сейчас наблюдаем. И, насколько понимаю, приход такого будущего не только не за горами, но и пугает всех этих "составителей" рейтинга. Толерантное фэнтези задвигать читателям гораздо проще и безопаснее.

А то, понимаешь, начитаются "Лавины", "Нейроманта" и "Схизматрицы" и начнут хакать демократию, права и свободы... Пусть лучше читают о том, как эльфы любят эльфов во глубине (сибирских руд) эльфийских лесов.
Говорят, что катана в киберпанке популярна потому, что её легко... нарисовать.
Говорят, что катана в киберпанке популярна потому, что её легко... нарисовать.

По сюжету "Лавины" начало XXI века представлено весьма мрачным образом. Здесь "треснул мир напополам", развалившись на сотни маленьких стран. Здесь на руинах мировой экономики копошатся остатки федеральных правительств, которые окончательно потеряли свою власть над судьбами народов. Здесь все технологии в руках могущественных корпораций, которым дела нет до людей - лишь бы они несли денежки.

А ведь несут... Несут прежде всего в Метавселенную - придуманную и нарисованную виртуальная реальность. Несмотря на то, что такая жизнь - всего лишь своеобразный побег от того, что творится в настоящем мире, никто и не думает, что "а вот раньше было лучше". Жизнь такова, какова она есть и не более того.

  • Два известных сейчас термина - Метавселенная и аватар - впервые в литературе использовал как раз Нил Стивенсон в романе "Лавина".

Именно в Метавселенной большую часть своего времени в образе аватара проводит главный герой романа - Хиро. Именно он станет со временем прообразом всех этих "манагеров-неудачников", которые после попадания в виртуал эпохи ЛитРПГ сразу становятся "всехнагибаторами".

Cyberpunk 2077 - пожалуй, самая реалистичная версия мира, похожего на "Лавину"
Cyberpunk 2077 - пожалуй, самая реалистичная версия мира, похожего на "Лавину"

Простой парень с улицы, доставщик пиццы на побегушках у мафии, Хиро надевает очки с наушниками и спустя несколько секунд перемещается в цифровой мир в виде собственного индивидуального аватара - хитрого хакера и могучего ниндзя. В этом мире аватары могут прогуливаться по улице длинной в тысячи километров, бродить по паркам развлечений, магазинам и развлекательным комплексам, сражаться и развиваться. И это именно та жизнь, которую Хиро считает лучшей версией реальности.

При этом люди с меньшими средствами попасть в Метаверс могут только через общедоступные терминалы, а вот обладатели более технологичных компьютеров смотрят на них свысока. Нормальное состояние общества, расслоение и прочие радости. В том числе - запретные удовольствия.

Вот и крутится основная часть сюжета книги вокруг Хиро, пытающегося остановить компьютерный вирус, проникший в эту «Метавселенную», и напрямую действующий самым отрицательным образом на события в реальном мире.

И именно с подачи Стивенсона катана стала чуть ли не символом киберпанка.
И именно с подачи Стивенсона катана стала чуть ли не символом киберпанка.

Роман реально мощный. Стивенсон стремится показать читателю, насколько общество (в ближайшей перспективе) станет зависимым от использования разных технологий и развлечений, связанных с ними.

Опять же, напомню, что "Лавина" была написана автором в начале 90-х, когда простейший Пентиум ещё даже не научился "Сапёра" на экране открывать. А вот уже тогда Стивенсон понял, что привязанность к цифровым мирам способна негативно влиять на реальную жизнь социума. А это неминуемо приведёт к катастрофе.

Ведь если задуматься, то аналогии Стивенсона во многом схожи с нашими сегодняшними реалиями, где технологии и их развитие быстро заменяют человеку многие атрибуты прошлой повседневности. Хорошо это или плохо? Время покажет. Опасно? Не исключено. Вот только кому будущее в формате Метаверс кажется опасным? Может из-за ответа на этот вопрос "Лавина" и оказалась в конце явно предвзятого рейтинга Esquire? Ясно, что ответить сложно, но подумать-то никто не мешает.

И, кстати, это в обзоре ещё не раскрыта тема древних религий, которые Стивенсон очень смело привлекает на службу жанру. Так что не исключено, что будут и другие обзоры, книга этого достойна.

Хотя, если "Лавину" сравнивать с тем же "Нейромантом", то по многим позициям книга Стивенсона проиграет роману Гибсона. Это не делает её хуже, это позволяет признать её "другой". Впрочем, о романе Уильяма Гибсона поговорим позже, когда в разборе рубрики "50/50: лучшая НФ Запада" доберёмся до 45-го места.

Как думаете, когда настанет эпоха киберпанка? Ставьте лайк (это уже просто обязательно для дочитавших), пишите в комментария.