«вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.» (Мк. 10: 33-34).
Страстная седмица – неделя перед Пасхой – Светлым Христовым Воскресением. И она очень важна для каждого христианина. Если в обычные недели все дни: понедельник, вторник, среда и т.д. практически одинаковы и ничем не отличаются друг от друга, за исключением праздников или каких-то знаменательных событий для всех или в жизни отдельного человека, то на Страстной седмице все дни имеют особое значение, каждый день очень важен и знаменуется своим событием в нём. В каждый из этих дней Церковь вспоминает события из Священного Писания и последних дней жизни Спасителя на земле перед крестной смертью и славным Воскресением. И поэтому каждый день Страстной седмицы именуется Великим, и мы говорим: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда и т.д. Вместе с тем, эта неделя самая строгая в плане поста, а также на ней бывают искушения, потому что как говорится: «Ночь темна перед рассветом». Или как звучит это высказывание в оригинале: «Темнее всего перед рассветом». Английский писатель и государственный деятель, премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли (1804-1881 гг). И сам Господь сказал фарисеям в Гефсиманском саду, когда они пришли, чтобы взять Его: «теперь ваше время и власть тьмы.» (Лк. 22: 53). А Страстная седмица - это время перед рассветом, перед Пасхой.
Многие, наверное, ждут Пасхи, хотят радоваться этому дню, красить яички, радоваться со Спасителем. Но далеко не все хотят быть с Ним в Его страданиях, которые Он испытывал перед крестной смертью и Воскресением, душевные и телесные. Последние дни жизни Спасителя на земле были наполнены разными событиями и были непростыми для Него. Вспоминая эти события, посещая богослужения в храме, христиане пребывают мысленно с Господом, подобно тому, как Его ученики пребывали с Ним в эти дни. Конечно Пасху отмечать могут все. Но радость будет больше на Пасху, если пережить сначала подвиг и искушения Великого поста, Страстную седмицу с её событиями, также с Господом. «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.» (Рим. 8: 17). И потом, лучше нести добровольные подвиги, бодрствовать в молитве и в посте по силам, так как всё это приближает к Господу, от Которого всякое благо исходит, и Господь защищает нас от всех бед. Это может защитить от болезней и скорбей, которые человек навлекает на себя нерадивым житием, отходя от Бога, попадая в область тьмы, пребывая в чревоугодии, лености и греховных удовольствиях. В это время враг не дремлет и может причинить зло душе и телу. «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею? Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей. И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твоё. Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?» (Иер. 2: 13-17). Болезнь попускается Богом, когда это полезно для души, чтобы человек покаялся, задумался о душе и перестал грешить. «Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1-е Петра 4: 1-2). А поэтому добровольные подвиги, бодрствование, посты, молитвы могут предотвратить болезни. Ведь причиной болезни является часто грех. Когда Господь исцелил расслабленного, Он простил его грехи. (см. Лк. 5: 17-26).
Какие же события мы вспоминаем на Страстной седмице? В Великий Понедельник Церковь вспоминает патриарха Иосифа, который из-за зависти братьев был продан ими в плен в Египет. (см. Быт. 37 гл.). Иосиф представляет собой образ Христа. А из жизни Спасителя вспоминается проклятие Господом смоковницы, на которой не было плода. (см. Мф. 21: 18-22). В Великий Вторник Церковь вспоминает притчи, рассказанные Господом Иисусом Христом: притчи о десяти девах, о талантах, о Втором Пришествии Христа. Это напоминание верующим о том, что нужно бодрствовать, помня, что ни знаем ни дня, ни часа. В Великую Среду вспоминается предательство Христа Его учеником Иудой за тридцать сребреников, а также вспоминаем жену-грешницу, которая помазала миром ноги Спасителя. На Вечерней службе верующие исповедуются, готовятся к Причастию Святых Христовых Тайн, подобно тому, как ученики Господа Иисуса на Тайной вечери принимали Святые Тело и Кровь Христа. В Великий Четверг вспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Евхаристии, а также вспоминается, как Господь умыл ноги ученикам, дал им последние наставления. Верующие стараются в этот день причаститься Святых Христовых Тайн, как и ученики Господа. На Вечернем богослужении вспоминаются крестные страдания Спасителя, читаются двенадцать отрывков из Евангелий, в которых рассказывается о крестных страданиях Христа. В Великую Пятницу вспоминаются крестные страдания Спасителя, последние часы Его жизни на земле. Утром читаются Царские часы. Днём служится вечерня с чином выноса плащаницы. Вспоминаются события, когда Иосиф Аримофейский кладёт Тело Господа во гроб. Это день самого строгого поста. В Великую Субботу вспоминается погребение Иисуса Христа, а также Его сошествие во ад, для того, чтобы там проповедовать Евангелие и вывести души уверовавших оттуда. Ад был побеждён Спасителем. «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.» (Псалом 23: 9-10). В Великую Субботу также освящаются яйца, куличи и другие блюда, приготовленные к праздничному пасхальному столу. Ну а затем уже и Пасха начинается – самый любимый и долгожданный праздник для христиан.
Вот так Страстная неделя, насыщенная событиями, может пройти незаметно. Лучше провести её в бодрствовании, молитве и богообщении. А потом и Пасха радостней может быть.
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода.» (Ин. 12: 24).
При написании статьи использовалась информация с сайта: https://www.pravmir.ru/ .