Найти тему

Возобновление поисков пропавшего самолёта Н-209 Сигизмунда Леваневского - 2022

Экспедиционный центр АРКТИКА открывает новый проект: возобновление поисков пропавшего самолёта Н-209 под командованием Сигизмунда Леваневского в попытке перелёта 13-14 августа 1937 через Северный полюс в Америку. В настоящее время накоплены многочисленные достоверные доказательства, что полёт самолёта Н-209 завершился не катастрофическим падением, но экипажу удалось выполнить аварийную посадку, сохранить свои жизни, и обеспечить работу радиостанции. Презентация проекта состоялась 20 апреля 2022. Оргкомитет возглавил Почётный полярник России Владимир ЧУКОВ.

ИТАК,

Историко-географический исследовательский проект "Герои Арктики - история и современность - 2022"

К 120-летию со дня рождения Героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского

К 85-летию трагического перелёта самолёта H-209 экипажа Леваневского

Автор Проекта «Герои Арктики - история и современность» - Экспедиционный центр «Арктика» МГО РГО;

Организаторы Форума:

- Экспертный Центр Проектный офис развития Арктики (ПОРА)

- МОО АСПОЛ

- АНО «Команда Арктики»

Информационная поддержка:

- Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"

- Медиахолдинг "Комсомольская правда"

- Издательство "Отечественные записки"

- ТВ "Радонеж"

- Первое экологическое ТВ России

Экипаж Н-209 перед самолётом на старте перелёта 13 августа 1937 года. Слева направо: радист Н. Галковский, второй пилот Н. Кастанаев, первый пилот и командир корабля С.Леваневский, бортмеханик Г. Побежимов, бортмеханик Н. Годовиков, штурман В.Левченко
Экипаж Н-209 перед самолётом на старте перелёта 13 августа 1937 года. Слева направо: радист Н. Галковский, второй пилот Н. Кастанаев, первый пилот и командир корабля С.Леваневский, бортмеханик Г. Побежимов, бортмеханик Н. Годовиков, штурман В.Левченко

Руководство форума:

Чилингаров Артур Николаевич - Герой Российской Федерации, Герой Советского Союза, Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, президент МОО АСПОЛ, I-й Вице-президент Русского Географического общества

Миронов Сергей Михайлович - Председатель Политической партии "Справедливая Россия - За правду", Руководитель фракции "Справедливая Россия - За правду" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Федерации спортивного туризма России

Рогозин Дмитрий Олегович - Генеральный директор Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"

Гаврилов Николай Фёдорович - Генерал-лейтенант, Герой Российской Федерации, Региональный директор ПАО "Авиакомпания «ЮТэйр», до 2010 года - начальник Управления авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Моисеенко Игорь Николаевич - Генеральный директор ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации"

Шамахов Владимир Александрович - доктор экономических наук, директор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, член Совета МОО АСПОЛ

Чуков Владимир Семёнович - Президент Экспедиционного центра «Арктика» МГО РГО, руководитель Проекта "Герои Арктики - история и современность", член Экспертного Совета МЧС России, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный путешественник России

Модератор - Кутукова Елена Сергеевна - Советник генерального директора ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".

Самолёт ДБ-А Н-209 перед вылетом 13 августа 1937 года на Щёлковском аэродроме
Самолёт ДБ-А Н-209 перед вылетом 13 августа 1937 года на Щёлковском аэродроме

Открыл форум Почётный полярник России Владимир Семёнович ЧУКОВ.

С обращениями к участникам Форума выступили:

- А.Н. Чилингаров

- С.М. Миронов

- Д.О. Рогозин

- И.Н. Моисеенко

- Н.Ф. Гаврилов

- В.А. Шамахов

- А.М. Водопьянов

Доклады: - Никита Кузнецов - "Первые шаги Советского государства в освоении Арктики. Великие достижения 30-х годов"

- Дмитрий Золин - "К определению наиболее вероятного района посадки самолета «Н209» с экипажем Леваневского" 14 августа 1937

- Юрий Гольцев - "Возможность длительного выживания лётного экипажа после аварии и вынужденного приземления в Центральном арктическом бассейне"

- Андрей Подольский - "О современных методах проведения поисковых работ в различных природных средах"

Выступил сын легендарного полярного лётчика, Героя Советского Союза Водопьянова - А.М.Водопьянов

Подведение итогов. Вопросы по принятию Резолюции.

Состоялся дружеский фуршет

Командир экипажа С. Леваневский (справа), второй пилот Н.Кастанаев, и штурман В.Левченко 13 агуста 1937 года перед вылетом на Н-209
Командир экипажа С. Леваневский (справа), второй пилот Н.Кастанаев, и штурман В.Левченко 13 агуста 1937 года перед вылетом на Н-209

Эпоха 30-х годов ХХ века - начало освоения заполярных пространств Советской Арктики. Это попытки осуществления первых сквозных проходов по Северному морскому пути легендарных судов «Сибиряков» и «Челюскин» за одну навигацию, это первая дрейфующая научная станция «Северный полюс-1937», это первые шаги по созданию северной авиационной, морской и гидрометеорологической инфраструктуры СССР, первые в истории беспосадочные трансполярные перелёты советских пилотов - экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова - завершившиеся крупными успехами и победами в Арктике. Но была ещё и третья попытка трансполярного перелета - самолёта ДБ-А Н-209 под командованием С. Леваневского, обернувшаяся трагической страницей в истории освоения Арктики. В районе Северного полюса на самолёте вышел из строя один из двигателей. Некоторое время полёт продолжался, но вскоре радиограммы в штаб перелёта поступать перестали. Было принято решение о проведении поисков, но… самолёт Н-209 с экипажем из 6 человек пропал без вести, и не найден до сих пор.

Возвращение легенды 1937 года должно стать достоянием современности: в настоящее время накоплены данные доказывающие, что полёт самолёта Н-209 13-14 августа 1937 года завершился не катастрофическим падением в дрейфующих полярных льдах или на арктическом побережье.

Обнаружены убедительные подтверждения, что экипажу удалось выполнить аварийную посадку, сохранить свои жизни, а также обеспечить работоспособность радиостанции, а значит, и возможность выхода в радиоэфир на частоте самолёта Леваневского.

Мы - авторы Проекта - считаем, что поиски должны быть возобновлены несмотря на давность событий, пока не будут расставлены все точки над "i" в прояснении фактов трагического завершения воздушной экспедиции, возглавляемой опытнейшим полярным пилотом, Героем Советского Союза №2, Сигизмундом Александровичем Леваневским. Продолжение поисков является нашим долгом, и вопросом национального престижа России!

Самолёт ДБ-А Н-209 на Щёлковском аэродроме перед последним вылетом
Самолёт ДБ-А Н-209 на Щёлковском аэродроме перед последним вылетом

В истории Арктики имеется немало примеров успешных поисков пропавших экспедиций:

- спустя 33 года был обнаружен лагерь и останки участников экспедиции шведского естествоиспытателя Соломона Андре, пытавшихся достигнуть Северного полюса на воздушном шаре «Орёл»;

- через 168 лет найдено легендарное судно Джона Франклина "Террор", затонувшее вблизи Баффиновой Земли;

- через 75 лет на Камчатке найден американский самолёт времён Великой Отечественной войны, летевший по маршруту ленд-лиза;

- по прошествии более 60 лет был найден самолёт, за штурвалом которого во время Второй Мировой войны находился пропавший без вести знаменитый французский писатель и пилот Антуан де Сент-Экзюпери.

Поиски пропавшего Н-209 начались сразу же после того, как он не прилетел в порт назначения - Фэрбэнкс (США), и не вернулся домой в СССР. Все вылеты - как советских, так и американских пилотов - проводились преимущественно по планируемому маршруту полёта Н-209 - до берегов Аляски. Незамеченным осталось мнение выдающегося штурмана А.В.Белякова, который в своей статье в газете «Правда» ещё в 1937 году озвучил сомнения в достаточности горючего для достижения Аляски после возникновения аварии одного из двигателей Н-209 и предположил два варианта продолжения маршрута полета: возвращение на остров Рудольфа (Земля Франца-Иосифа) или поворот к Земле Гранта (остров Элсмир Канадского Арктического архипелага).

Перед последним вылетом 13 августа 1937 года
Перед последним вылетом 13 августа 1937 года

Первая серия полётов и выходы судов продолжались целый год после трагедии - до постановления Совнаркома СССР в сентябре 1938 года о прекращении поисков.

Начавшаяся Вторая Мировая война и последовавшая после этого "холодная война" между СССР и США, отвлекли внимание от трагедии Н-209.

В дальнейшем пик интереса к теме пришёлся на конец 1980-х годов. Наиболее активно темой в тот период занимались с нашей стороны - Ю.П. Сальников, Н. В. Якубович, М. А. Чванов, и П. А. Новокшонов, а с американской - У. Курильчик, пилот Р. Ширдаун и Бил Тума. Поиски велись в Якутии и у побережья Аляски вплоть до начала 2000-х годов. Безрезультатно!

Следующий пик интереса к теме самолёта Леваневского можно датировать рубежом второго тысячелетия и началом 2000-х годов. Тогда-то впервые и были озвучены М. А. Ильвесом и В. И. Елецким предположения о том, что поиски следует перенести на побережье канадского острова Элсмир, что стало возрождением предположения штурмана А. В. Белякова 1937 года.

Сегодняшний этап поисков Н-209 активизирован и осуществляется Экспедиционным центром АРКТИКА Московского отделения РГО. В течение нескольких последних лет члены инициативной рабочей группы провели большой объём работ, исследуя и анализируя имеющуюся информацию. Результаты этой работы заслуживают внимания.

Обоснование необходимости проведения новых поисков самолёта Леваневского.

Найдены достоверные подтверждения, что радиостанция самолёта Леваневского, которая имела позывной "РЛ", выходила в эфир вплоть до конца сентября 1937 года, то есть, как минимум, полтора месяца экипаж самолёта Н-209 обеспечивал и свою жизнедеятельность, и работоспособность радиостанции, и её выходы в эфир с попытками передать данные о местонахождении терпящих бедствие. До сих пор инициаторами поисков этот факт игнорировался или относился к разряду недостоверных.

Именно на территории Канадского Арктического архипелага, на широте 83º С.Ш. расположены «ледяные горы», о чём говорилось в одной из последних радиограмм, принятых с самолёта «…вижу ледяные горы…».

Сигизмунд Леваневский и Николай Кастанаев - командир и второй пилот Н-209
Сигизмунд Леваневский и Николай Кастанаев - командир и второй пилот Н-209

Именно в северной части о. Элсмир, изрезанного широкими заливами (Мак-Клинток, Дизраэли и др.) расположен обширный шельфовый ледник, упирающийся своей северной частью в небольшой остров Уорд Хант. Он не стаивает в течение всего полярного лета и представляет собою вполне подходящую площадку для посадки терпящего бедствие самолета. В этих местах авторам Проекта удалось побывать в конце июня 1998 года и прийти к выводу о возможности выполнения посадки самолёта типа ДБ-А в этих условиях.

Имеющиеся современные технологии и средства обеспечения инструментального, в том числе космического, контроля позволяют провести на качественно новом уровне, тщательные многоплановые поиски, как на открытых пространствах побережья, так и в иных естественных природных средах, таких как, вода, лёд, ил, лёсс, либо иные осадочные образования.

Данный Проект очень нужен сейчас России, ибо он относится к малоосвоенному, с точки зрения общественного дискурса, полю и направлен на воспитание истинного патриотизма, гордости за великое историческое наследие нашей страны в области освоения Арктики и становления отечественного самолётостроения России. Поэтому присутствуют основания для того, чтобы отнести эту инициативу к наиболее значимым общественным национальным проектам.

Сигизмунд Леваневский и журналисты перед вылетом 13 августа 1937 года на Щёлковском аэродроме
Сигизмунд Леваневский и журналисты перед вылетом 13 августа 1937 года на Щёлковском аэродроме

Экспедиционный центр АРКТИКА совместно с партнёрами - общественными российскими организациями, консолидирует усилия специалистов многих профилей, чей опыт необходим для выработки целевых решений на основе результатов дальнейшей исследовательской аналитической работы с имеющимися архивными документами и материалами космической фотосъёмки. Главная задача - определение наиболее вероятных мест возможной посадки самолёта Н-209 Сигизмунда Леваневского 14 августа 1937 года и подготовка натурной экспедиционной поисковой деятельности в этих районах.

В целях обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач авторы Проекта приглашают к участию такие государственные структуры, организации и компании, как:

- Федеральное Собрание Совета Федерации;

- МИД РФ;

- Министерство обороны РФ;

- Российская академия наук РАН;

- Росавиация;

- Госкорпорация РОСКОСМОС;

- Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации - Росавиация;

- ПАО "Газпром";

- Росгидромет;

- Росархив;

- Международный Центр научной и технической информации;

- Российское Историческое общество;

- Русское Географическое общество;

- Общественная палата РФ;

- Северо-Западный Институт управления РАНХиГС;

- АНО «Команда Арктики»;

- Проектный Офис развития Арктики;

- Русское Космическое общество

и другие.

Самолёт Н-209 начал разбег: последний полёт 13 августа 1937. Щёлковский аэродром.
Самолёт Н-209 начал разбег: последний полёт 13 августа 1937. Щёлковский аэродром.

Информационное и PR-сопровождение настоящего проекта сегодня обеспечивают:

- Медиахолдинг "Звезда";

- Медиахолдинг "Комсомольская правда";

- Издательский центр "Крылья Родины";

- Издательский центр "Отечественные записки".

В целях координации деятельности создан Оргкомитет проекта, председателем которого является Специальный представитель президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Герой России, Герой Советского Союза Артур Николаевич Чилингаров.

Общий план мероприятий и работ по Проекту включает в себя широкий комплекс информационно-просветительской работы среди молодёжи: встречи, конкурсы, мастер-классы, краеведческая и научно-исследовательская деятельность, а также тесно взаимодействие со СМИ, включая современные информационные технологии и средства связи.

Контакты: Экспедиционный центр "АРКТИКА" МГО РГО

ec-arctic@yandex.ru ____________ www.ec-arctic.ru

Руководитель Проекта, Почётный полярник России Владимир ЧУКОВ
+7-985-981-1685

По текущим вопросам обращаться: Илья Водолазов +7-977-895-5028 (Общественная организация ПОРА)

Самолёт ДБ-А Н-209 уходит в бессмертие
Самолёт ДБ-А Н-209 уходит в бессмертие