Найти тему
Хронопортация

Как 19-летний боец спас блокадный Ленинград, но не прославился и звезду Героя не получил

Приказом Сталина от 1 мая 1945 г. Ленинград назван городом-героем в числе 4-х первых. И это вполне справедливо, ведь именно его оборона стала примером невиданной стойкости и мужества, внесла огромный вклад в общую победу советского народа.

Военная блокада города Ленинграда немецко-финскими войсками и их союзниками продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Она растянулась на 872 дня (в некоторых источниках 871 день). Одним из главных факторов, позволивших продержаться городу и не сдаться врагу, стало наличие артиллерии судов Балтийского флота. Он всё ещё базировался в Кронштадте и насчитывал 475 пушек калибром от 120 до 310 мм.

Краснофлотцы заряжают 120-ти мм. пушку Канэ. Кронштадт.
Краснофлотцы заряжают 120-ти мм. пушку Канэ. Кронштадт.

Осенью 1941 г. немцы едва не уничтожили флот и чуть не устроили СССР свой Перл-Харбор. А помешал этому, как ни странно,19-летний красноармеец Григорий Гельфенштейн, который спас Кронштадт от неминуемого разгрома.

Радиолокационная станция "РЕДУТ-3"

Григория призвали в 1940 г., где его, как окончившего 10 классов, отправили учиться на старшего оператора станции радиообнаружения самолетов в город Баку. Первый прототип этой станции под названием "Рус-2" в том же году одобрили и тщательно засекретили. В марте 1941 г. после окончания курсов Гришу аттестовали и направили служить на РЛС "Редут-3" в пригород Ленинграда. В те времена новая станция могла засечь самолеты противника на расстоянии 210-220 км. А до этого со времен ПМВ использовали только примитивные акустические локаторы.

Ранним утром 21.09.1941 г. боец заступил на дежурство. РЛС находилась на Ораниенбаумском пятачке и имела прямую связь с командованием ПВО Балтийского флота (КБФ) и ПВО Ленинградского (ЛФ). В 9:50 Гриша обнаружил, что на расстоянии 200 км со стороны Новгорода к Ленинграду приближаются 9-ю группами около двухсот самолетов врага. В районе Гатчины к ним присоединилось ещё 50 самолетов. Вдруг они разделились на три равные по численности группы и одна полетела на запад (не к Ленинграду), а остальные направились к Финскому заливу.

Радиолокационная станция РУС-2 на автомобиле ЗИС-6, фото 1942 года.
Радиолокационная станция РУС-2 на автомобиле ЗИС-6, фото 1942 года.

Григория осенило, что фашисты задумали уничтожить Кронштадт, тем самым ликвидировав артиллерию флота. Счёт шёл на секунды. Как старший оператор, он приказал помощнику срочно передать шифровку в ПВО КБФ и ЛФ. Но услышал, как по ту сторону провода адресаты лениво получают информацию, явно не осознавая опасность. На то были основания, ведь РЛС "Редут-3" настолько засекретили, что о них не знали даже на флоте. Тут Гельфенштейн вырвал трубку из рук помощника и начал передавать информацию прямым текстом, что было категорически запрещено инструкцией, за это грозил трибунал:

"На вас летят 250 бомбардировщиков! Срочно объявляйте тревогу! Через 12-15 минут они уже будут над Кронштадтом!".
Гельфенштейн, "Воспоминания". Архивная копия от 8 июля 2017 года.

Через мгновение над городом-крепостью завыли сирены...

В чем заключается подвиг? Обнаружить самолеты с помощью "Редута-3" было крайне непросто. Первые РЛС являлись сложным и громоздким устройством, т. к. круглые индикаторы, на которых возникают точки-самолеты, тогда отсутствовали. Картинка на дисплее была сродни кардиограмме, только расшифровать её было значительно труднее.

Оператору приходилось вычислять координаты каждого самолета, направление движения и число целей, исследуя частоту пульсирующих всплесков. Разгадать данный ребус могли единицы. В печально известном Перл-Харборе находилось похожее устройство, но операторы атаку японских самолётов проспали. В итоге всё закончилось разгромом флота США, однако ликвидировать Балтийский флот немцам не удалось. К счастью, фактор внезапности не сработал, а помешал тому Гельфенштейн, который умел и любил разгадывать ребусы РЛС "Редут-3".

Сражение над Кронштадтом.

Немцев встретили стеной огня сотен зенитных орудий. Но всё равно сражение Балтийского флота и гитлеровской авиации было крайне тяжёлым и происходило трое суток (21-23 сентября). Именно тогда был потоплен лидер "Минск" и полностью обездвижен линкор "Марат", у которого оторвало нос в результате попадания бомбы в пороховой погреб. Кроме того, гитлеровцы потопили ещё пару небольших кораблей и одну подлодку.

Но 22 и 23 числа немецкие самолеты уже ждали. Григорий дежурил в эти дни и продолжал предупреждать штаб о новых налётах. По его расчетам "Юнкерсы" сбросили на Кронштадт и Финский залив около 1 000 тонн бомб, что в 2.5 раза больше, чем японцы скинули на Перл-Харбор. В итоге потери немцев составили 25 самолетов, многие десятки были повреждены и авиаармаду перекинули под Москву.

Заключение.

Балтийский флот сохранил свою мощь. Под вечер 23 сентября на РЛС прибыл адмирал В. Ф., вызвал к себе оператора и расцеловал. Сказав:

"Ты хоть понимаешь, что сделал? Ты спас флот, Кронштадт и Ленинград! Ничего, поймешь, когда получишь звезду Героя!".
"Воспоминания", автор Г. И. Гельфенштейн.
Г. И. Гельфенштейн, военный билет героя.
Г. И. Гельфенштейн, военный билет героя.

Обещанную звезду Героя Григорию не дали. Но воин не расстроился, ведь главное, что он спас целый город, многих людей и корабли. После ВОВ он окончил ЛПИ, всю жизнь занимался радиолокацией, а на его счету свыше 20 изобретений в данной области науки. Вот так незаметный подвиг простого солдата помог спасти Ленинград и сыграть важную роль в истории ВОВ. Как считают многие специалисты, если бы Ленинград пал, то и столицу вряд ли бы отстояли.

Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц