И снова доброго времени всем нашим читателям! В этой, третьей части нашего повествования об Отечественной Войне 1812-го года, мы поговорим о том, зачем России было нужно заключать мирный договор в Тильзите, каковы были предпосылки к этому и причины, побудившие Александра I заключить мир Наполеоном?
Как мы уже упоминали в первой части, император Александр I был вынужден заключить мир с императором французов Наполеоном. Многие недоумевали, в чём была причина такого поступка? Ведь если Наполеон готовился к новой войне с Россией (о чём мы упоминали во второй части нашего рассказа), разве перемирие не стало необходимой для него передышкой, чтобы подготовить войска к походу 1812 года?
Начнём с небольшой предыстории. 11 апреля 1805 года Россия присоединилась к Войне Третьей Коалиции. Здесь важно понимать, что так называемые войны коалиций являются лишь частью Наполеоновских войн (1799-1815 годы). В которых Франция воевала против Великобритании и России, коалиции же - это присоединения разных стран к России и Великобритании. Исключением стала только пятая коалиция 1807-1809 года.
2 декабря 1805 года, Русско-Австрийские войска потерпели поражение при Аустерлице (территория современной Чехии, неподалеку от города Брно), или как еще говорят в "Битве трех императоров"
Разгром нашей армии при Аустерлице оказал большое, если не сказать огромное, впечатление на Российское общество, до этого считавшего Русскую армию непобедимой. Надо сказать, что на момент 1807 года подобное мнение не было ни пустыми словами, ни даже преувеличением. Действительно, уже более века русская армия считалась непобедимой - ещё со времен Битвы при Нарве в 1700-ом году! Так что это обстоятельство хоть и произвело впечатление, но не стало поводом для упадка духа ни в армии ни в народе.
Однако австрийский император Франц II в свою армию уже не верил. После Аустерлица он прямо заявил Александру I, что, дескать, дальнейшее сопротивление бесполезно, а потому следует заключить с французами мир. После этого Наполеон начинает искать мира с Россией и Англией. Но Александр I не мог пойти на условия предложенные Наполеоном, более того унижение при Аустерлице требовало реванша.
Однако, увы, реванш не состоялся. В 1806-ом году была создана Четвёртая Антифранцузская Коалиция, состоявшая из Пруссии, России, Великобритании, Швеции и Саксонии. Однако и эта коалиция потерпела поражение после боя при Фридланде (современная Калининградская область, город Правдинск). Хотя, как бы это странно ни звучало, но не поражение стало причиной заключения Тильзитского мира.
Дело в том, что с военной точки зрения, поражение при Фридланде отнюдь не нанесло Российской армии невосполнимого ущерба. Россия была готова сражаться и дальше, хотя ей, несомненно, требовалось немного времени, чтобы передохнуть. Так, генерал Беннигсен, докладывая о результатах Фридланда императору, говорил лишь о начале переговоров с неприятелем, дабы "выиграть несколько времени, нужного для вознаграждения потерь, понесенных армиею" А в письме к А. М. Римскому-Корсакову от 30 июня 1807 г. он описывал ситуацию следующим образом:
«Уверяю вас, что обстоятельства складываются совсем не так дурно для нас, в эту минуту, даю вам честное слово. Если Бонапарт не заключит мира, вы увидите, насколько обстановка изменится прежде всего в нашу пользу, уверяю вас, что через 14 дней я буду в состоянии заставить трепетать Бонапарта».
Генерал прекрасно понимал, что, хотя в Фридланде наша армия и потерпела поражение, но зато избежала полного разгрома. Именно после этой битвы, впервые в отечественной истории была введена награда для "нижних чинов" - солдат. Эта награда называлась «Знаком отличия Военного ордена». Как провозгласил в своем манифесте император: "Награда вручалась... за неустрашимую храбрость", а её девизом стало "За службу и храбрость". Первым награду получил унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин за отличие под Фридландом: "за умелое и храброе выполнение поручений".
Но генерал Беннингсен, оценивая возможности русской армии, и считая, что мы можем сражаться и дальше, забывал про возможности России в целом. Ведь помимо армии, свою роль в войне играют и экономика и политика. Кстати, многие считают, повторяя вслед за знаменитым немецким генералом и теоретиком Клаузевицем, что война - это продолжение политики. Однако я придерживаюсь мнения другого, не менее знаменитого немецкого военачальника Ханса фон Секта:
Поэтому, чтобы понять, почему же император Александр I пошел на этот шаг, нам надо обратить внимание и на другие события, происходившие в тот момент в Российской империи. Начнем с того, что, помимо Франции, Российская Империя в это время одновременно вела войны с Турцией и Персией. И неуверенность генералов в победе на полях сражений, а также утрата доверия императора к генералу Беннигсену, который не отличался Суворовскими талантами, несомненно повлияли на его решение.
Надо отметить также и усиление Русско-Британских разногласий на почве Английского "эгоизма", выражавшегося в военном бездействии и отказе в реальной военной и финансовой помощи. Ни при Аустерлице, ни под Фридландом, Англия не воевала. Она вела с Францией свою войну - войну, которая принимала в расчет только английские интересы на море, в Индии и Испании.
Так что Англия оставалась верна своим, можно сказать уже традициям, в отношении союзников, которые должны были за неё "таскать каштаны из огня". Александр I не усвоив урок своего отца Павла I, погубленного в результате английских интриг, испытал все это на собственном опыте. Как позднее скажет Генри Джон Темпл Пальмерстон, долгие годы руководивший внешней политикой "Туманного Альбиона":
Естественно не стоит забывать и влияния на общество про французской пропаганды, подталкивавшей крестьян к восстанию против дворян. Дело в том, что началом "Наполеоновских войн" послужило именно свержение монархии во Франции и освобождение народа от сословного деления, которое никуда не делось даже после того, как Наполеон стал императором. А в России, тем временем, до сих пор действовало крепостное право и естественно, что в такой ситуации все русские дворяне и помещики боялись пропаганды Наполеона, которая могла привести к крестьянским бунтам.
А вы думали, что пропаганда - это современное явление, которое появилось на свет вместе с телевизором и интернетом? Нет и еще раз нет. Более того, пропаганда у Бонапарта была поставлена на поток! Ведь Наполеон был не только великолепным полководцем, но и весьма искусным политиком. Он всегда очень внимательно относился к общественному мнению в армии, в обществе и в Европе как таковой. Наполеон однажды сказал: "Четыре газеты могут принести врагу больше вреда, чем стотысячная армия" и, как показало время, он был абсолютно прав.
В общем, как мы выяснили, причин для заключения мира с Францией у Александра I хватало. Да и Франция к этому моменту накопила достаточно внутренних проблем и ей также была необходима передышка. Поэтому, сразу после поражения при Фридланде Российский император поручил проведение переговоров о перемирии с Наполеоном, генералу Д. И. Лобанову-Ростовскому . Наполеон сразу же после подписания перемирия заявил: «взаимные интересы России и Франции диктуют необходимость союза этих двух держав».
И не долго думая, 25 июня 1807 года Бонапарт отправил к Русскому монарху генерала Ж. К. М. Дюрока с предложением встретиться для заключения полноценного мира. А уже 26 июня эта встреча состоялась, и, если честно, то уму непостижимо, как только свита императоров успела всё подготовить? Ведь Тильзитские переговоры, проводились в необычных, практически военно-полевых условиях.
Поскольку при отступлении наши казаки пожгли все мосты через приграничную реку Неман, французским понтонерам пришлось в короткие сроки соорудить плот и воздвигнуть на нем павильон. Именно в этом павильоне, монархи великих держав и беседовали с глазу на глаз, из-за чего впоследствии историки назовут эти переговоры "Тайнами Тильзита", ведь никому не было известно о чём шла между ними речь на середине реки...
Встречей на плоту, естественно, общение императоров не ограничилось. Далее они также встречались наедине, на конных прогулках и официальных примах. О чем они говорили наедине, для нас навсегда останется тайной. Но факт остается фактом, взаимопонимание они между собой явно нашли, поскольку подписание основных документов: русско-французского договора о мире и дружбе, договора о наступательном и оборонительном союзе, и других заняло кратчайшие сроки, а именно - всего 12 дней! А основные пункты подписанного "Тильзитского мира" мы рассмотрим в следующей части.
#англия #отечественная война 1812 #история #российская империя #наполеоновские войны #великобритания #французская империя