Найти тему

НАСА откатит ракету SLS для ремонта

НАСА заявило в конце 16 апреля, что они вернут SLS на VAB, чтобы устранить проблему с газообразным азотом на площадке и отремонтировать SLS и его мобильную платформу. Фото: НАСА/Джоэл Ковски
НАСА заявило в конце 16 апреля, что они вернут SLS на VAB, чтобы устранить проблему с газообразным азотом на площадке и отремонтировать SLS и его мобильную платформу. Фото: НАСА/Джоэл Ковски

ВАШИНГТОН — Поздно вечером 16 апреля НАСА объявило, что откатит систему космического запуска со стартовой площадки для различных ремонтных работ, что еще больше отсрочит долгожданный первый запуск ракеты.

В заявлении, сделанном поздно вечером 16 апреля, НАСА объявило, что планирует перенести SLS в здание сборки транспортных средств (VAB) “из-за модернизации, необходимой стороннему поставщику газообразного азота, используемого для испытаний”, - говорится в сообщении агентства. Проблемы с подачей газообразного азота, используемого для поддержки деятельности на площадке, привели к задержке двух предыдущих репетиций обратного отсчета.

НАСА не сообщило, когда аппарат вернется со стартового комплекса 39B, где он стартовал 17 марта, на VAB. Агентство заявило, что проведет брифинг 18 апреля о своих планах. Агентство добавило, что оно будет использовать время в VAB для ремонта неисправного гелиевого обратного клапана в верхней ступени SLS и утечки водорода, обнаруженной вскоре после начала загрузки жидкого водорода в активную ступень ракеты во время попытки 14 апреля. Это был первый раз, когда диспетчеры достигли этой стадии обратного отсчета после того, как технические проблемы остановили две предыдущие попытки, прежде чем можно было начать загрузку жидкого водорода.

Утечка находится на наземной стороне соединительной пластины на хвостовой мачте мобильной пусковой установки, а не на самой SLS. “Хорошая новость заключается в том, что в этом корпусе для очистки есть всего несколько предметов, и есть пара отдельных проникновений, которые могут быть причиной”, - сказал Чарли Блэквелл-Томпсон, директор по запуску Artemis, во время брифинга 15 апреля.

На этом брифинге представители агентства выразили некоторый оптимизм по поводу устранения проблемы на планшете. Майк Сарафин, руководитель миссии NASA Artemis, сказал, что эти потенциальные источники утечки представляют собой “низко висящие плоды” (не понял что это значит оставил как есть) для устранения проблемы и разрешения еще одной генеральной репетиции с заполнением баков уже 21 апреля.

Тем не менее, уже тогда он предположил, что откат SLS на VAB был одним из вариантов. “Есть несколько более инвазивных вариантов, которые требуют углубления в аппаратное обеспечение и, возможно, необходимости в некотором расширенном устранении неполадок”, - сказал он, отметив, что работу, по его мнению, лучше всего выполнять в VAB.

Сарафин сказал, что инженеры также должны были учитывать экологические проблемы, связанные с пребыванием ракеты на площадке в течение длительного периода, такие как ветровые нагрузки на возвышающийся ракета-носитель. “Чем дольше мы остаемся на площадке, тем больше мы напрягаем транспортное средство”, - объяснил он. “Каждый раз, когда ветер дует против него, он создает изгибающий момент, и со временем он складывается”.

“Мы еще не полностью обрисовали все варианты прямо сейчас”, - сказал он на брифинге 15 апреля. “

Блэквелл-Томпсон предположил, что одним из вариантов было бы провести еще одно испытание на заправку, как только корабль вернется на площадку для запуска Artemis 1. “Вы, конечно, могли бы посмотреть на свой график рисков для обратного отсчета запуска и принять решение, хотите ли вы сделать заправку до обратного отсчета запуска”, - сказала она. В этом сценарии ракета должна была пройти испытание на заправку и отработать обратный отсчет и, если все пройдет хорошо, “через несколько дней принять решение о запуске”.

Несмотря на то, что на сегодняшний день тест обратного отсчета не прошел с трех попыток, и неопределенность в отношении того, когда утечка водорода будет устранена, Блэквелл-Томпсон сказала, что она не особенно обеспокоена. Она отметила, что перед первым запуском шаттла более четырех десятилетий назад было проведено пять или шесть испытаний на заправку. “Рассматривая это в контексте, я бы сказала, что мы находимся в рамках нашего прошлого опыта проведения операций в первый раз”, - сказала она.

P/S' Это перевод с SpaceNews с максимальным сохранением смысла публикации .

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки