«Пора уже найти себе мужа», - думала Татьяна. Она зарегистрировалась на сайте знакомств. Заполнила анкету, поставила самую шикарную фотографию и, как бывалый рыбак, начала ждать кто клюнет. Пришло несколько сообщений от каких-то неудачников; даже отвечать не стала. Но спустя пару часов, ей написал парень с отличной аватаркой. На фото он выглядел очень уверенным себе, сразу видно – есть голова на плечах, т.е. умный.
Татьяне парень понравился. Стали переписываться. Его сообщения отличались тонким юмором, и в то же время, в них была практическая мудрость, которой так не хватало Татьяне. На следующий день, она написала ему намёк: «Если ты в сети такой классный, какой же ты в реальной жизни?». Парень намёк понял и пригласил её на свидание. В тот же вечер.
Татьяна нарочно опоздала на 10 минут. «Пусть подождёт, помучается». Но кавалер, как оказалось, ещё не пришёл. Таня заволновалась, потом разозлилась. Решила всё же подождать.
Наконец, парень появился. «Ну и лох…», - были первые мысли Татьяны. Фотография была хорошей, на деле самый обыкновенный мужичок. Когда он заговорил, то уже не казался таким остроумным, а был похож на деревенского дурачка, смеющегося над своими же шутками (продолжение будет внизу).
Доводы
Правильно ли мы оцениваем человека по фото? Вероятно, не слишком. Сама по себе фотография человека несёт довольно мало информации о нём, но что хуже, если человек будет с широкой улыбкой, по фото можно подумать, что он веселый, если же он нахмурит брови, то покажется суровым. Т.е. образ, на фотографии может отличаться от реальности, и у нас создастся ложное представление о человеке (как в примере с Татьяной).
Когда на хватает информации, мы полагаемся на стереотипы и интуицию, пытаясь угадать личность (серьезный – уверенный в себе; с глупой улыбкой – инфантильный; вызывающе одетый – легкомысленный и т.п.)
Слова успешного человека кажутся остроумными, даже если не несут никакого смысла
Слова из уст неудачника, даже очень умные, воспринимаются как нелепица или глупость.
Эксперимент*
Участников эксперимента попросили оценить интеллект незнакомцев на основе ответов на тест. Первой группе участников показывали лист с ответами на вопросы. В одном варианте к ответам была прикреплена фотография богато одетого мужчины азиатской внешности. В другом, к листку прилагалась фотография подростка в футболке с надписью Metallica (рок-группа). Участники сочли, богато одетого азиата более умным.
Второй группе участников не показывали фотографий. Они оценивали те же самые ответы, но на основе голосового сообщения. В итоге, участники оценили их интеллект на одном уровне.
Выводы
- Восприятие информации зависит от внешности собеседника (или его фотографии);
- Красивые или некрасивые фотографии искажают реальность;
- Фото даёт мало информации. Бо́льшую часть мы домысливаем сами (умный, значит, будет говорить умные вещи; глупый, от него нельзя ждать чего-то хорошего);
Утром следующего дня Татьяна подбирала слова, как деликатнее сказать парню, что у них ничего не получится. Всё же, ей не хотелось показаться грубой. Вдруг, пришло сообщение от парня: «Тань, я тут подумал… Мне кажется у нас ничего не получится».
От удивления, она не придумала ничего лучше, чем спросить: «Почему?» - «Ты оказалась не такой как я думал. Сработал эффект контраста: на фото ты вся такая милая, но ведь это все косметика… Смени фото на другое, где ты выглядишь страшненько» - «Страшненько?» - «Ну да. Тогда Эффект контраста сработает противоположным образом» - «СООБЩЕНИЕ ОТ АДМИНА: вы были заблокированы пользователем Татьяной».
Таким образом, нехватка информации вновь заводит нас на территорию заблуждений. Первая часть статьи Территория заблуждений: цифровое недопонимание
Спасибо, что дочитали статью. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии=)
*Текст статьи с экспериментом https://clck.ru/epF2Q
#когнитивная психология #общение в интернете #стереотипы #психологический эксперимент