Найти тему

Французская философия просвещения

ФИЛОСОФИя ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения

Эпохой Просвещения считаются XVII-XVIII века культурно-идеологического развития стран Западной Европы. Начался революционный процесс в Англии (представитель Локк). Максимальный расцвет получил во Франции (Дидро, Монтескье, Ламетри, Руссо, Вольтер). Постепенно стремительное развитие передовых идей перекочевало в Германию (Гердер, Лейбниц). Но, несмотря на западноевропейскую направленность, затронуло технологическое интегрирование Россию (Радищев, Новиков), Северную Америку (Франклин).

После того, как Вольтер ввел в терминологию слово «просвещение», Кант дал тезисное разъяснение. Немецкий философ считал просветительство исторически закономерным периодом развития человеческой расы. Его двигатели направленны на максимальное использование возможностей интеллекта.

Просветительский процесс распространялся на многие государства, но отличительные черты совершенствования являлись неизменными: демократизм, рационализм, прогрессизм, антиклерикализм, исторический оптимизм.

Демократизм отвечал за приобщение к научному реформизму широких слоев населения, воспитание нового поколения культурного человека.

Рационализм характеризовался нескончаемой верой во внутренние возможности разума.

Прогрессизм сводился к не вызывающей сомнения необходимости, важности научно-технического прогресса.

Антиклерикализм призывал оторваться от религиозных догматов (иногда на уровне атеизма), устремиться к исследовательским приоритетам.

Исторический оптимизм заключался в идеализации науки, единстве целевых исторических ориентиров.

Все-таки первой на путь просветительства стала Великобритания, философы которой начали борьбу с религиозными предрассудками, сдерживающими движение естественных наук вперед. Направление получило название «деизм». Представители деизма не могли опровергнуть факт сотворения мира Богом, но постулировали происхождение дальнейших событий (после сотворения мира) природными закономерностями. Английский деизм был аристократическим просвещением, доступным только элите великобританского общества.

Именно просветительскому этапу развития общества характерно становление промышленного производства, развитие инженерии. Поэтому появление водяных мельниц, лифтов стало логическим проявлением инженерной мысли. Отсюда исходит понимание того, что просвещение в философии связано с внедрением практически-конкретного философского знания, где последнее выступает силой, делает человека «властелином природы».

Философы просветительства закрепились в убеждении о том, что только свет науки способен продвинуть человечество к естественной свободе от обременительных навязанных ограничений, искреннему счастью, настоящему благополучию. Мыслители свято веровали в успешность поступков, основанных на научных достижениях. Такой взгляд на жизнь объединял многослойное общество, единым покрывалом просвещения, гарантируя дальнейшее совершенствование цивилизации.

Особенности просвещенского материализма Франции XVIII века

Английский деизм нашел продолжение во французском материализме XVIII века. Целостная последовательность французского направления выводит просвещение из стесненных рамок английского пострелигиозного деизма, направляется к физическим особенностям материального мира. Философы Франции поворачивают неминуемое развитие общества к широким народным массам. Полностью исключают божественное присутствие, опираются на материю, которая, как считали мылслители является сущностью самого существования. Мыслители представляли субстанцию не только собирательным образным понятием, но и мельчайшими частицами, из которых состоят все тела.

Французские просветители представляли наш мир бесконечным, вечным независимо от пространства и времени.

Материя для них представлялась двигающейся субстанцией, что отображало ее исключительную индивидуальность. Именно движение служило основой развития материального существования.

Философ Дидро определил взаимосвязь эволюционного прогресса с многообразием биологических видов, одним из которых является человек. Природу человеческого мышления мыслитель отводил высокоорганизованному, усовершенствованному свойству материи. Исследовательские открытия мыслитель пытался донести до городских народных масс, ради чего «загорелся» идеей энциклопедизма (создания толкового словаря), который бы доходчиво ознакомил людей с закономерностями природных явлений.

Французские материалисты доказывали действенность природных законов, исключали эволюционную случайность. Подобный механистический детерминизм привел ученых к необъективному фатализму, где все неизбежно, заранее предопределено судьбой и попытки человека исправить данность безнадежны (Дидро не соглашался с такой концепцией). Позже потомки отметили идеалистически-однобокий недостаток направления, который являлся пережитком того времени.

Важную роль успешности философы отводили силе воли, сознания просвещенной личности. Примером для многих выступала императрица Екатерина II, которая своим новаторским, цивилизованным подходом внесла просвещение в массы, доказала значимость образования, сочетаемое с психологическим складом ума.

Вольтер, основываясь на абсолютном научном познании, считал человека «разумным механизмом», который не имеет души, но обладает интеллектом и инстинктивным чувством.

Французский материализм отличался механистическим характером. Можно было говорить только о механике развития, а не о самой основательной индустриальной эволюции, как таковой. Но именно философское просветительское направление Франции к ней привело.

Новые философские идеалистические школы Просвещения

Нарастание материалистически настроенных просветительских новаторских направлений XVIII века, вступивших в открытую борьбу с традиционными религиозными данностями, породило появление новых противоборствующих церковно-идеалистических школ.

К таким относится английский «субъективный идеализм». Представитель новой школы Беркли опровергает доводы оппонентов о материализации мироздания, повествуя об отсутствии материи, предписывая все реальные сущности способности человека к мироощущению. Нестандартная философия Беркли не получила широкого распространения из-за своей необычности, но благодаря ей оказалась узнаваемой для мировых мыслителей.

Следующей антиматериалистической философской школой выступает шотландская «философия здравого смысла», основанная Ридом. Главную идею автор сводил к объективному восприятию морали, науки, религии, которое осуществляется с помощью очевидности, здравого рассудка. Рид противоречил «теории ощущений» Беркли, но еще увереннее спорил с материалистами. Философ считал, что любое слепое отрицание противоречит здравому смыслу, так как, не имея достоверной информативности о чем-либо, невозможно утверждать, доказывать обратное.

Философствование новых идеалистических течений, противопоставляемых материалистическим школам, способствовало поиску истины, от которой зависело дальнейшее развитие процесса Просвещения.

Атеизм философов эпохи Просвещения Следующей важной характеристикой философии эпохи Просвещения является утверждение и популяризация идей атеизма. Буквально слово «атеизм» следует понимать как «отрицание Бога», иногда его переводят с древнегреческого как «отречение от Бога» («átheos» - «безбожный»). Атеистические представления встречались уже у целого ряда древнегреческих философов, например: Демокрита, Протагора, Эпикура и др. В эпоху Средневековья атеистически мыслящие философы преследовались и он не получил широкого общественного признания. Отношение к религии и свободомыслию изменялось на Западе постепенно со времен эпохи Возрождения в виду роста секуляризации и демократизации жизни, высвобождения философской и научной мысли от пережитков религиозно-схоластического мышления. Появлялись философы-атеисты умеренные и радикальные. Радикальные атеисты отрицают существование Бога. Умеренные атеисты сомневаются в существовании бога. Они также при возможном допущении его существования считают, что он не может быть познан людьми. Определение своего отношения к религии было трудной проблемой для целого ряда философов XVIII века. Не все философы эпохи Просвещения были атеистами. К последним следует, прежде всего, отнести материалистов, в первую очередь, французских, так как именно их идеи получили наиболее широкое распространение. Основоположником французского атеистического материализма явился Жан Мелье (1664-1729). Интересно, что он сам после окончания духовного училища был сорок лет приходским священником. В процессе постижения религиозной догматики и своего пастырского служения Ж. Мелье пришел к атеистическим взглядам на мир, но был вынужден долгие годы это скрывать. Незадолго до своей смерти он написал труд «Записи мыслей и мнений» (в более позднее время он стал именоваться «Завещание»), в котором выступил с резкой критикой религии как теоретической системы и как социального института. Доктрину церкви он охарактеризовал как «нелепые заблуждения». В его работе впервые в истории общественной мысли воедино оказались соединенными идеи воинствующего атеизма и материализма, утопического коммунизма и революционно-демократические представления. Ж. Мелье полностью отверг христианское учение о бессмертии человеческой души. Он писал, что в момент смерти душа человека «моментально рассеивается и растворяется в воздухе, как легкий пар и легкий выдох…». Наиболее ярким представителем французского материализма был Поль Анри Гольбах (1723-1789). В этой связи важнейшим является его основной труд «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного». Атеизм П. Гольбаха – хорошо разработанная, строго обоснованная система. По П. Гольбаху, невежество, страх, обман – основа для возникновения религиозных верований, которые целенаправленно разрабатываются эгоистическими служителями религий и внедряются ими различными способами в сознание людей. Невежество народа очень удобно власть имущим и религиозным служителям. Ссылкой на необходимость выполнения воли различных богов можно добиться покорности масс. С помощью представлений о божественном творении мира можно объяснять природные явления. Страх - также мощное подспорье жречеству и властителям в деле удержания социального господства. Люди боятся жизни, боятся стихийных бедствий, болезней, смерти, страданий и еще многих других явлений. Служители религий проповедуют о бренности человека, о неизбежности его мучений в этой жизни и в посмертном мире, если он был грешником. Они поддерживают в людях подавленное, гнетущее эмоциональное состояние, запугивают их карами небесными, адом, пользуются страхом людей, чтобы навязать им свою волю, заполучить от них пожертвования. Обман является, по П. Гольбаху, неотъемлемым элементом религии как социального института. Он считал, что деятели церкви используют в своих корыстных целях психически ненормальных людей, которые имеют галлюцинации на религиозные темы. Он пытался доказать, что в роли боговдохновенных мистиков, пророков, основателей религий выступают психически неуравновешенные или даже откровенно безумные люди. Служители культов фальсифицируют религиозные «чудеса», нанимают ложных свидетелей их. Для подтверждения своих мыслей он приводил множество исторических свидетельств. В развитии религий существуют три последовательные стадии: фетишизм, политеизм, монотеизм. П. Гольбах много критиковал отдельные религии, прежде всего иудаизм, христианство. Он считал, что христианство смогло распространиться на огромной территории не в силу своего якобы божественного происхождения, а в виду объективно существующих исторических, социальных причин, которые оказались ведущими для развития целого ряда стран. П. Гольбах резко критиковал Ветхий и Новый Заветы и ратовал за построение атеистического общества. Необходимо особо подчеркнуть, что разрабатываемый в эпоху Просвещения атеизм имел огромное историческое значение. Он был усовершенствован в последующие столетия и использовался при разработке социалистических и коммунистических теорий. Атеизм также оказал колоссальное влияние на формирование и развитие таких наук, как религиоведение, социология религий, психология религий. Атеизм стимулировал научные исследования, общественный интерес к материализму, материалистическому мировоззрению. В эпоху Просвещения атеизм был популярен более среди представителей светской, просвещенной элиты, чем среди простого народа. Развитие атеистических воззрений стало большой проблемой для религиозных деятелей. Ответом на распространение атеизма с их стороны стал поиск новых, более подходящих эпохе развития научно-технического прогресса подходов к интерпретации догматических текстов, норм и традиций религий. С подачи Вольтера, в западном мире получило распространение представление о том, что религия – главный источник социальных зол. Религию критиковали, но не все философы были в этом столь радикальны, как воинствующие атеисты. В эпоху Просвещения на западе возникает такое интересное направление в понимании религии, как деизм. Традиционно его появление связывается с именем английского государственного деятеля, религиозного мыслителя, философа Герберта Чербери (1583-1648). Фундаментальной для деистов является идея о том, что Бог существует как первопричина мира. Однако после сотворения мира он не вмешивается в то, что в мире происходит. Послание Богом своего сына Иисуса Христа к людям не имеет отношения к бренному миру. Деисты «сняли» с Бога ответственность за зло, происходящее в мире людей. Деизм был подвергнут резкой критике служителями многих христианских Церквей.