Решила сделать для вас подборку вербы в живописи к Празднику Вербного воскресения. Вот подумалось: а почему – верба, почему именно она стала славянской вайей? Той самой, которой устилали путь Господу в Иерусалим, когда встречали Его как будущего царя. Хотя на самом деле речь шла совсем о другом Царстве. Почему зеленые листья вайи заменили не зелеными еловыми ветками, а тонкими веточками цветущей вербы? Может быть, чтобы не было смешения с Рождеством Христовым, когда храмы украшаются еловыми ветками?
Но усматриваю еще один, глубинный, смысл. В некоторых наших регионах в это время еще лежит снег, и зелени на ветвях нет. И такие разные первоцветы, к Вербному воскресенью они уже цветут. Почему не примула, не адонис, не галантус, не пролеска, не морозник? Почему именно верба? Думаю, секрет здесь кроется в том, что верба объединяет все славянские земли. Она ведь везде на славянской земле. Она везде одинаковая. И цветет долго. На тонких ветвях, в которых, кажется, еще не проснулась жизнь, вдруг является апогей жизни – цветение. И потом, целый год, освященные вербы стояли в доме, напоминая об очень важном событии. Напоминая о встрече Господа.
Помню, в советское время мы тоже украшали дом веточками вербы. Помню, как собирала их на ручье недалеко от дома. Мы, дети, несли ветки вербы своим мамам в подарок как весенние цветы, не зная еще тогда о символике вербы. Помню, что веточки стояли долго-долго. Роняли свои пуховочки, а потом вдруг покрывались яркой зеленью и пускали корни. И теперь понимаю, что верба еще и поэтому заменила вайи. Она способна возрождаться. Ее ветки, отрезанные, наделены великим даром становиться деревьями. Даже когда мы забыли смысл вербы, она не забыла нас. И приходила в наши дома каждую весну.
Начала готовить подборку и удивилась количеству вербы в живописи: здесь и натюрморты (они, кажется, преобладают), и пейзажи, и сюжетно-тематический жанр. На полотнах появляется православная символика: храмы, иконы. Но порой этой символики и нет вовсе, и тогда каждый зритель сам решает, что для него верба. Не знаю, как обстоит дело в реальности, но интернет показывает преимущественно работы, созданные во второй половине XX – начале XXI вв.
Из более ранних – работа Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве» (1917 г.). Заглянула в календарь – Праздник пришелся в тот год на 8 апреля. Позади Февральская революция, впереди – Октябрьская и последовавшие за ней тяжелые для страны события. А на фоне собора Василия Блаженного вырываются в небо связки воздушных шаров, а вербы – в самом низу, слева.
Открытием для меня стала работа американского художника Дэниела Риджуэя Найта (1839–1924 гг.). На фоне вербы, усыпанной цветами, молодая девушка, собирающая ветки (фото внизу статьи). Молодость на фоне цветения. Жизнь + жизнь. Пусть так и будет.
А вот статья Совершенные создания природы: цветы в живописи Людмилы Богуцкой.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.