Про Курта Воннегута говорили, что если бы он не стал писателем, он стал бы священником. И в этом нет ничего удивительного, ведь в своем романе о том, как наступил Конец света, Воннегут создал удивительную религию - боконизм.
Религию, которую стоило бы придумать.
О том, что это такое и при чем здесь колыбель и кошка, предлагаю поговорить сегодня.
О чем роман
«Колыбель для кошки» входит в институтскую программу для филологов. И не влюбиться в этот текст просто невозможно.
Дело даже не в авторской иронии, высмеивающей все, что можно назвать "общечеловеческими (общеевропейскими/американскими) ценностями"; не в тексте, который можно буквально разобрать на цитаты; и даже не в странной религии, которую придумал автор.
Дело в том, что текст буквально захватывает тебя с первых строк и не отпускает, не отпускает до конца, заставляя запутываться в этой кошкиной колыбели..:
"Послушайте – когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного тому назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте – мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно – быть свободными и умными..."
Курт Воннегут "Колыбель для кошки"
Но все же. О чем текст?
Текст - история молодого человека, который решает написать книгу о создателе атомной бомбы. Для этой цели он связывается с его детьми и просит им рассказать об одном дне - дне, когда была сброшена эта бомба. О том, как этот день прожил ее создатель.
По мере продвижения своего расследования он не только знакомится с детьми Феликса Хониккера (создателя бомбы), но и узнает, что последним изобретением ученого стал лед-девять - таинственное вещество, способное превратить любую жидкость в лед. Мгновенно.
Волей судьбы рассказчик оказывается вместе с детьми Хониккера (владельцами льда-девять) на бедном острове, населенном несчастными людьми, тираном и самой красивой девушкой в мире.
Именно там лед-девять окажется выпущенным на свободу.
Про боконизм
Кажущийся сюжет романа невероятно интересен. Но еще более любопытны параллельные линии - линии, которые находятся на острове.
Это Боконон и Мона.
Стоит только главному герою, рассказчику, оказаться на Сан-Лоренцо (куда его заведет писательская карьера), как ему тут же попадется история острова.
Откровенно говоря, это очень бедное место, пустая земля, где живут такие же бедные люди. И единственными местными достопримечательностями становятся красавица Мона и Боконон.
Боконон - иноземец, который много лет назад приехал на остров. Американец, он хотел сделать жизнь здесь лучше. Но достаточно быстро понял, что это невозможно: бесплодная земля, помноженная на достаточно ленивое местное население, практически не давали шансов на успешное развитие.
И тогда он придумал собственную религию, боконизм, которая должна была если не сделать жизнь лучше, то хотя бы дать надежду:
"Все истины, которые я хочу вам изложить - гнусная ложь"
"Книга Боконона", Курт Воннегут "Колыбель для кошки"
Вообще это достаточно любопытная религия, аналогов которой я, увы, не нашла (если кто-то знает, очень прошу написать в комментариях).
Так Боконон говорит, что каждый человек объединяется в карассы - группы людей (даже часто незнакомых между собой), объединенных общей целью, божественным замыслом.
В противоположность им существуют гранфаллоны - ложные карассы людей, объединенных по каким-то признакам (например, полом или местом рождения).
А объединяют карассы вампитеры - события, ставшие точкой притяжения для всех членов карасса.
Для рассказчика таким вампитером стал лед-девять.
Отличительной чертой боконизма стало то, что:
1) Книга Боконона не дописана и пишется на протяжении всего романа,
2) Религия Боконона запрещена, на самого проповедника ведется охота,
3) Запретил ее сам Боконон (потому что так интереснее),
4) Все на острове проповедуют боконизм.
Колыбель для кошки и вечная женственность
Но при чем здесь колыбель для кошки и вечная женственность?
На протяжении всего текста красной линией проходит аллегория - кошкина колыбель.
Колыбель для кошки - хитросплетение из ниток, которое можно сплести на пальцах руки.
Колыбель плетет Феликс Хониккер в тот день, когда его детище использовали впервые. Колыбель рисует его сын на холсте незадолго до того, как лед-девять покроет коркой весь мир, заморозив океан и почти уничтожив все живое.
Колыбель в этом плане - мысль о том, что все в мире тщетно, что человек придумывает себе какой-то один образ, представляет жизнь как-то определенно, но все это ложь, мираж. А реальность - совершенно иная.
Примерно о том же говорит и Боконон, который "никогда не слушает своих советов".
В этом плане такой же колыбелью для кошки, как и боконизм, как и лед-девять становится красавица Мона, символ Сан-Лоренцо.
Она невероятно прекрасна. Ее можно отождествить с образом вечной женственности. Но иногда и сам рассказчик не может объяснить природу ее очарования. Она тиха и кажется ко всему одинаково величественно равнодушной.
Но что это? Глупость или же царственность?
Боконизм сделал всех счастливыми, потому что обманывал тогда, когда люди сами были рады обмануться. Таким же образом работает и красота Моны. Также работает и лед-девять, который уничтожил все: его создатель верил, что делает что-то любопытное, не задумываясь о последствиях.
О последствиях не задумывался никто.