Найти тему
Кино и Тряпочки

Костюмы в фильме "Оттель Гранд Будапешт"

Поговорим об одном из ключевых художников по костюму в современном кинематографе – Милене Канонеро, обладательнице 4 «Оскаров» и любимице двух культовых режисеров эпохи. Как-нибудь я напишу подробнее о ее становлении в профессии здесь, но сегодня хочу обсудить ее сотрудничество с Уэсом Андерсоном над картиной "Отель Гранд Будапешт". Главными источниками вдохновения по стилю Канонеро называет работы фотографа Мана Рэя и художников Густава Климта и Тамары де Лемпицка.

Канонера и Андерсон на съемочной площадке.
Канонера и Андерсон на съемочной площадке.
Первое появление Мадам Ди6 образ "старой Европы" – жемчуга, старые деньги, искусство, декаданса прическа.
Первое появление Мадам Ди6 образ "старой Европы" – жемчуга, старые деньги, искусство, декаданса прическа.

С Уэсом Андерсоном Канонеро начала сотрудничество с «Водной жизни», 2004, Андерсон забрал к себе Канонеро вместе со многоми приемами Стенли Кубрика (у которого Милена Канонеро дебютировала и далее работала), и случилась химия. Химия между художником по костюму и режисером – невероятно ценная редкость, говорю как художник костюма. Именно поэтому можно заметить, что режиссеры обычно сотрудничают с одним и тем же художником.

Давайте разберем тряпочки в картине «Отель Гранд Будапешт», 2004. Уж костюм «Lobby boy» точно знают все, даже если не смотрели фильм.

Начнем с основ - основные действия фильма происходят в 20-30х годах прошлого века, фильм совершенно не для «легкого» просмотра, как часто пишут в рекомендациях к фильмам на выходные. Картина о разваливающемся континенте, смене эпохи, конце «старой Европы» (в лице Мадам Ди) и приходе тьмы, войны. Картина об уничтожении старых идеалов и приходе новых.

Действия разделены на пять смысловых частей, каждая из которых также подчеркнута цветом.

Канонеро и Андерсон описали эти части как закат, переходящий во тьму. По мере действия съжета сцена и правда снимаются все в более темное время суток, а к последней части цвета и вовсе исчезают. Для Уэса Андерсона использование черно-белой гаммы в принципе редкость, от чего подробный разбор «Отеля Гранд Будапешт» становится еще важнее.

  • Часть 1 – теплые, пастельные тона, яркие контрасты, ощущение изобилия и процветания. У мадам Ди, которая, несомненнно, символизирует «старую Евррпу», платье с прямой отсылкой к Климту, жемчужные украшения, декаданская прическа, в общем все те клише, которые можно назвать европейскими. В конце первой части героиня Тильды Суинтон одета в красный кровавый цвет, предвещающий ее убийство в следующей части.
-3
-4
-5

  • Часть 2 – переход в пыльные оттенки, постепенное и пока рдкое появление серого цвета в форме военных, а также черного. Дети мадам Ди (три дочери и Дмитрий) - отдельный поклон по костюмам. Из-за них, собвственно, начинается основной сыр-бор. Мне три сестры напомнили японских «трех обезьян», кажнься, будто макияжем им специально подчеркнули отдельные детали (губи, глаза, закрытые уши). Серж в знаменитой черной кожанке с красной шелковой подкладкой, кстати, отшит специально для фильма модным домом Prada.
СЕрж в "Prada"
СЕрж в "Prada"

  • Часть 3 – съемки в вечерней серости, которая аступает после захода солнца. Мы видим невероятное количество серого - форма военных, заключенных, надзирателей, образы сделаны из фактурных, уже не как в прошлых частях «изящных», а грубых тканей.
-8
-9
-10

  • Часть 4 – к серому добавляется черный, тьма сгущается, единственное, где мы видим яркие цвета - в сценах с «обществом скрещенных ключей», члены которого все еще живут в старом и светлом мире, которого вскоре не станет.
-11
-12
-13

  • Часть 5 - Черный и темно-серый цвета самые активные. Война наступила, ничего больше не будет прежним. Можно заметить вкрапления красного, кровавого, обстановка накалена до предела.
-14
-15
-16

Такие дела! Цвет и фактура – это тот же язык кинематографа. Какой фильм разберем дальше?