Найти в Дзене
Армен Халатян

ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ВОРЫ-НАЦИОНАЛИСТЫ – КРЕПКИЕ ХОЗЯЙСТВЕННИКИ-КОРРУПЦИОНЕРЫ – ЛИБЕРАЛЫ-АГЕНТЫ ЗАПАДА

На мой взгляд, растерянность, потрясение нынешними событиями большого числа людей, связанно с тем, что они не видят логики развития событий хотя бы за 30-40 лет, а видят только по отдельным кусочкам, пикселям – обычный рефрен «я никогда особенно не интересовался политикой и вдруг такое!». Отсюда и объяснение всего мифологическими причинами, такими как «сумасшествие Путина».

Я тщу себя надеждой, что тем, кто действительно хочет разобраться будет полезен мой анализ.

Если посмотреть внимательно, мы увидим, что практически во всех республиках, ставших независимыми после распада СССР (1992 г), за 30 лет у руля сменилось три ярко выраженных поколения руководителей упомянутых в заголовке. И даже если где-то у власти было только одно или два – любое сильное потрясение с большой вероятностью приведёт к власти третье.

Начнём с 80-х.

Последнее поколение советских вождей – «дорогой Леонид Ильич Брежнев», и товарищи, можно назвать ХРАНИТЕЛЯМИ.

Как седые монахи 700 лет подряд переписывают текст древнего манускрипта, смысл которого давно утрачен, они уже не имели чётких современных ответов на вопросы:

- почему СССР противостоит Западу, а не состоит в одних союзах с ним?

- почему нельзя разрешать частную собственность и допускать обогащения отдельных людей?

- почему нельзя допускать роста национализма?

- почему нельзя пускать людей за границу?

Когда-то все это имело внутреннюю логику и взаимосвязь, что-то пришло в конкретных исторических обстоятельствах и могло быть переосмыслено и изменено. Но как в сложном часовом механизме, без понимания как всё устроено в целом невозможно изменить ничего даже в мелочах. Любое изменение – и часы остановятся.

Но эти люди прошли ВОЙНУ. «Смешной» Брежнев – герой анекдотов, в 1943 году 40 раз (!) высаживался вместе с морским десантом на окруженный с суши немцами плацдарм «Малая земля», каждый раз это был смертельный бой с отступлением и новая попытка.

Они на своём опыте прочувствовали, что возможность ПОТЕРЯТЬ СТРАНУ, БЫТЬ ПОКОРЁННЫМИ, это не фантазия, не фейк. И поэтому они как могли и сколько могли держались за священные скрижали. Механизм ржавел и портился, но ничего не менялось

А в начале 80-х годов они все умерли естественной смертью, и на смену им пришло поколение:

КОМСОМОЛЬЦЕВ – НАЦИОНАЛИСТОВ – РЕФОРМАТОРОВ – ВОРОВ

Их дети (часто в буквальном смысле – дети вождей) вожаки советской молодежной организации комсомола, а также руководители заводов – управляли огромной собственностью, но не имели возможности всю прибыль от управления класть себе в карман.

Советская система давала им некоторые привилегии (которые вызывали особое возмущение в обществе), но это были жалкие слёзы на фоне того, что мог бы иметь тот же директор завода – как капиталистический собственник этого же завода.

В Юрмале есть Санаторий Янтарный Берег – бывший когда-то закрытым учреждением для советской элиты. Так вот рассказывают, что в одном номере там селили вместе 1 секретаря городского комитета партии одного города и 2-го секретаря другого. Высшие руководители городов жили вместе в двухместном номере три недели и питались в общей столовой!

Элитный корпус санатория – для советских вождей (там останавливался Косыгин), мог похвастаться югославской сантехникой, но в целом представлял собой современные три звезды.

Комсомольцы и директора устали от своих жалких привилегий и сами захотели «всем владети».

У них не было инстинкта самосохранения, присущего военному поколению, они легко поверили и убедили всех, что «нам никто не угрожает», что мир вокруг дружелюбен, главное самим никому не угрожать, не держаться за армию, и всё будет хорошо.

Они рассматривали страну – как одну большую тушу, которую можно разделать и поиметь свой кусочек. Мешала только советская хозяйственная и политическая система. Поэтому её требовалось развалить.

Тут к месту пришлись местные НАЦИОНАЛИСТЫ, такие как Ландсбергис в Литве, или Гамсахурдия в Грузии, комитет «Карабах» в Армении. Этнический национализм перестали зажимать, и он выдвинул на все беды и трудности один непреложный ответ – ГЛАВНОЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ.

Филологи и профессора без всякого опыта государственного управления, рьяно принялись реализовывать свои академические фантазии.

Результаты не заставили себя ждать. Самые упёртые и горячие в этом деле, умудрились развязать горячие войны ещё до развала Советского Союза. Например, филолог Гамсахурдия в течении трех лет у власти настроил всех против всех: грузины стали воевать с Абхазией, Южной Осетией, фактически откололась Аджария, и началась гражданская война в западной Грузии. В конечном итоге уже в 1992 году «оппозиция» выстрелами прямой наводкой на проспекте Руставели выкурила президента из своего дворца, и он бежал. Но все войны и конфликты, заложенные во время его правления так и не разрешились за следующие 30 лет. Выпустить джина из бутылки легко….

«Народный фронт» Азербайджана во главе которого стояли историки, искусствоведы, преподаватели музыки и прочая «творческая интеллигенция» захватил власть в Баку в начале 1990 году и сразу же началось уничтожение армян. Формально СССР будет жить ещё два года, но уже тогда мощь стихии разбуженной националистами была такая, что армия не могла (или не хотела) остановить резню, а только эвакуировала десятки тысяч армян на паромах (!) в Туркмению, и в конце января была вынуждена штурмовать Баку извне как какой-то иностранный город.

За четыре года Перестройки (1987-1991) Комсомольцы – националисты сумели убедить всех, что:

1. Важно скорейшим образом перейти к рыночной экономике! То есть быстрым рывком, не считаясь с жертвами (закрытием предприятий, массовой безработицей, обнищанием людей) заложить основы рыночной экономики (отпуск цен, приватизация) – а дальше «невидимая рука рынка» сама всё вырулит. Дальше уже управлять и направлять экономику, как это было при социализме особенно не придётся, всё само собой выровняется. Появится средний класс. И все будут стричь купоны. Через 15-20 лет по уровню жизни перегоним Швецию.

Характерные мантры того времени «шоковая терапия», «программа 500 дней».

2. Не надо бояться Запада. Он не враждебен. Если мы распустим все свои военные блоки (а лучше и собственную армию), перестанем сами им угрожать, то наступит прочный мир и нам помогут самим стать цивилизованными, благополучными, европейскими. Помогут советами, кредитами, технологиями.

СССР спокойно принял бархатные революции во всех странах Восточной Европы (1989), распустил военную организацию противостоящую НАТО – Варшавский договор. Распустил экономическую организацию-конкурент ЕС – СЭВ. Разрешил разрушение Берлинской стены, вывел войска из Германии, стран Восточной Европы, а затем и Прибалтики.

3. Советский Союз слишком громоздок, чтобы справиться с текущими проблемами. Лучше разделить его на 15 республик, и каждая в отдельности гораздо проще и оперативней сможет решать все вопросы. Это не помешает сотрудничеству и сложившимся человеческим связям.

Все поверили, СССР распался. И дальше началась «веселуха», вошедшая в историю как 90-е годы.

1. Гражданские межнациональные конфликты полыхали по всей переферии СССР почти все 90-е годы. Перекинулись уже на саму Россию (война в Чечне)

2. Разгул бандитизма – посмотрите прессу за 1995-1996 год. Знаковые убийства банкиров, предпринимателей по нескольку в месяц.

3. Падение уровня жизни – все страны бывшего СССР (включая Прибалтику) смогли превзойти уровень 1990 года только через 10 лет (!) в начале нулевых.

Запад достаточно благосклонно относился к данному этапу, не возмущался, когда, например в Москве стреляли по Парламенту (1993 г) не переживал по поводу разгула преступности, потому, что эта ситуация.

· Объективно способствовала деиндустриализации всех постсоветских стран, а значит избавляла от конкуренции (реальной и потенциальной)

· Открывала огромный рынок сбыта. В 90-е годы все более-менее зажиточные люди сменили телевизор, стиральную машину, холодильник, к нулевым обзавелись машиной – и это уже были товары не местного производства

· Все прибыли утекали на Запад

· Все квалифицированные кадры утекали на Запад

Но бесконечный «распил» без видимого улучшения жизни привёл к резкому падению популярности националистических идей. Началась сильная ностальгия по СССР и бывшему братству. Народ устал от «рыночных реформ»

Выяснилось, что большинство реформ сводится к «украл – выпил в тюрьму», только не в тюрьму, а за границу. Директор завода приватизирует завод за копейки, и дальше либо это прибыльный ресурсный актив как Норникель и можно «качать бабло», либо, что более чаще – выгоднее завод в буквальном смысле распилить: продать на металлолом сначала всю продукцию, потом все станки, потом фермы, деньги вывезти, вложить в западную недвижимость и банки и зажить как человек.

И на смену Ворам-реформаторам-националистам пришли крепкие хозяйственники.

КРЕПКИЕ ХОЗЯЙСТВЕННИКИ

Девиз – живи сам и дай жить другим.

В России такой фигурой еще до Путина был, например, Лужков (в отдельной взятой Москве), или Черномырдин на уровне страны. На Украине – Кучма и Янукович. В Белоруссии – Лукашенко. В Армении – Роберт Кочарян. В Латвии – Нил Ушаков. Везде со своей местной спецификой.

Крепкий хозяйственник это в определенной степени реакция центральной власти на хаос, который она сама же и разбудила реформами. Осознание, что этот хаос может снести их самих.

Выяснилось, что «невидимая рука рынка» не работает сама по себе, что если вы не хотите только «пилить», а в некоторых сферах пилить было уже нечего, надо ещё и управлять, направлять, согласовывать. Появился запрос на людей, которые хоть что-то понимают в хозяйстве.

Крепкие хозяйственники — это в основном бывшие советские директора, и другие руководители имевшие хозяйственный опыт. Яркий пример – Кучма на Украине.

В России, Ельцин взявший власть благодаря национализму (он первым провозгласил парадоксальный лозунг о выходе России из состава СССР), был вынужден обратиться в государственника-империалиста уже в 1994 году, когда оказалось, что его приобретение – суверенная Россия, также может рассыпаться в руках, если не подавить силой сепаратизм в Чечне.

Характерно, что уже в 1995 году Ельцин, чувствуя ностальгию по СССР и запрос на дружбу народов провел торжественный Парад в честь 50-летия Победы, пригласив руководителей бывших республик, которые произнесли нужные слова о военном братстве и разрешил пронести на параде красное советское знамя.

Люди пришедшие во власть принадлежали к последнему советскому активному поколению, их самих несколько коробило оскорбление исторической памяти. Для них самих определенные даты имели значение (9 мая, например), им был несимпатичен разгул очернения, беспредельный национализм и пр. Они видели, что итог десятилетия преобразований совсем не тот, который ожидался, и всё стало скорее гораздо хуже.

Но у них не было ответа на глобальный вопрос – ЕСЛИ РЕФОРМЫ ПРИВЕЛИ К ТАКИМ УЖАСНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ СДЕЛАНО ИНАЧЕ?

Ведь откуда возникла идеология СОВЕТСКОГО ОСОБОГО ПУТИ?

В начале XX века стало понятно, что развитые страны Запада (США, Англия, Франция, Германия) никому не позволят подняться до своего уровня. Что все остальные страны мира они рассматривают как свои колонии или формально суверенные сырьевые придатки.

Если вы «играете по правилам», значит соглашаетесь на роль сырьевого придатка, а если не играете - вас военным путем превращают в колонию.

СССР – это попытка зайти в первый мир с другого входа. Играя не по правилам и не позволяя превратить себя в колонию. И попытка довольно успешная. Потому, что экономика СССР занимала второе место в мире после войны и вплоть до распада страны. А по уровню человеческого капитала страна занимала 1 место в мире в 60-е годы.

Но в 70-е годы у советских вождей не было ответа на вопрос, как удержать этот уровень. Тем более его не было у постсоветских руководителей нулевых годов, когда они уже согласились «играть по правилам» и превратили свои страны в сырьевые придатки, уже состоялась деиндустриализация, уже произошел разрыв хозяйственных связей, исход людей - человеческого капитала, падение уровня образования и откат по всем показателям.

И масштаб этого поколения руководителей был уже существенно меньше, чем советского управленческого аппарата 70-х, 80-х, и такая гигантская идеологическая работа была им просто не под силу.

Поэтому вся работа свелась к тому, чтобы «подремонтировать» то, что осталось. Восстановить несколько централизованную власть. Немного перераспределить богатство в пользу всего населения, а не только кучки олигархов.

А основным идеологическим лозунгом стал: «Давайте не будем так рьяно!»

- давайте не будем так рьяно топтать советское прошлое (что-то ведь было и хорошее) – например, восстановим Парад Победы, и снимем несколько фильмов про советскую космонавтику и спорт (с обязательными вставками про репрессии и диктат партийных инструкторов);

- давайте не будем так рьяно увлекаться националистической риторикой – к добру это, как видим не приведёт.

В общем и всё.

Гораздо хуже, что запрос на дружбу народов, ностальгия по советскому прошлому, тоска по собственным реальным достижениям стали использоваться в сугубо полит технологических целях.

Это время в целом характерно тотальной верой в ПОЛИТТЕХНОЛОГИЮ. Мол у людей нет объективно никаких убеждений, какие убеждения мы им сконструируем такие у них и будут.

Знаковый фильм этого времени «День выборов» (2007). Пиарщики раскручивают на выборах кандидата. По ошибке им оказывается случайный человек (банщик кажется по профессии) – но он произносит нужные слова с нужной интонацией и побеждает большинством голосов.

Так и в жизни. Крепкие хозяйственники из Армении с советским прошлым приезжали в Москву и возлагали венок к вечному огню. Тем самым поддерживалась иллюзия, что у власти «свои люди», которые не дадут разрушить дружбу между Арменией и Россией.

На деле на уровне человеческих культурных связей практически ничего не делалось, организации фонда Сороса работали в три смены, армия участвовала в миссиях НАТО «партнёрство ради мира». А вся дружба заключалась в том, что армянские мобильные сети, банки и заводы, железную дорогу, газовые и электрические сети, покупали не западные компании, а российские олигархи. Которые так же взвинчивали цены, так же «гребли бабло» без всякой национальной специфики.

Крепкий хозяйственник Янукович – возлагал венки к памятникам Победы, разрешил русский язык в отдельных регионах на уровне второго официального языка. Но параллельно отжимал бизнесы в пользу своего клана.

Нил Ушаков несомненно многое сделал для развития Риги, ежегодно возлагал венки 9 мая, и иногда (не на широкой публике) говорил о защите образования на русском языке, но практика показала, что сохранение русских школ, развитие полноценной русскоязычной общины в Латвии, не было для него и партии реальной ценностью – исключительно инструментом для завоевания голосов.

Более и хуже того, это был инструмент аккумулирования протестных настроений, чтобы затем их «слить».

Только возникает где-то протестная волна – сразу – а вы изберите своих депутатов, у нас же демократия! Избрали, все хорошие, слова правильные говорят. И успокаивают. Не надо дергаться! Мы теперь ваша власть! Мы всё сделаем. Переименуем улицу Джохара Дудаева обратно, будем развивать образование и пр.

По факту ничего. Но энергия протестная затухает. Одна имитация за другой её измельчают. А потом и этих деятелей убирают. Мавр сделал своё дело, мавр может уходить.

Вот это использование ценностей, в которые верили огромные массы людей на всём пространстве бывшего СССР – исключительно в политтехнологических целях нанесло гораздо больший вред, чем откровенный национализм и антисоветизм.

Представим, что Маресьев, ползком много суток выбирался из окружения к своим, а попал к «ряженым» Власовцам. Форма похожая, даже звезды красные кое-где, по-русски говорят, кивают понимающе, расспросили, накормили…. А потом сдали немцам.

Допускаю, что в части стран не было такого тайного умысла «аккумулировать протест и загасить», просто хозяйственники были не способны сделать что-то иное по-существу. И сами попали в западню.

Пока они чинили то, что осталось, сменилось ещё одно поколение, которое так же как позднесоветское поколение прожило в ситуации относительной сытости.

Пока руководители невнятно бормотали про то, что «не надо так рьяно очернять» и не могли предложить никакой внятной идеологии, Запад обучил и воспитал новую элиту – на всех уровнях.

Фактически представитель любой профессии от учителя до фотографа имел возможность получить дополнительное образование, участвовать в профессиональных конференциях, семинарах, обменах, получать гранты, контакты и т.д. И попутно они в большинстве своём восприняли новую идеологию, которая является той же идеологией 80-х годов.

- надо перейти к НАСТОЯЩЕЙ рыночной экономике. Всё, что было до сих пор, было искажено коммунистами, олигархами, коррупционерами, которые только хапали и использовали всё в своих целях

- не надо бояться ЗАПАДА – запад дружелюбен к тем, кто играет по правилам, надо просто никому не угрожать, избавиться от военных союзов с Россией и желательно от своей армии (но это потом)

- Россия слишком громоздка и «токсична», чтобы быть способной самой модернизироваться и для всех своих партнеров является тормозом и угрозой

- не надо бояться национализма. Национализм – это хорошо!

Это конечно так же как и в 80-е годы полный и решительный отказ от какого-то своего особого пути, а значит дальнейший и бесповоротный путь к превращению в сырьевой придаток – колонию Запада. Но это всё слишком сложно для понимания и где-то в тумане. А пока сладкие слова релокация, бонусы, высокие зарплаты в сфере IT.

Новое поколение руководителей ЛИБЕРАЛОВ – АГЕНТОВ ЗАПАДА уже было или находится у власти в Грузии (Саакашвили), на Украине (Ющенко, и после Майдана), в Прибалтике – это уже не агенты, а просто прямые исполнители-функционеры.

Но главное, что они неизбежно придут к власти в каждой бывшей советской республике при любом серьезном потрясении.

Потому, что никакой внятной альтернативной идеологии не предлагается. И никакой другой оформленной и организованной элиты в этих странах не существует. Только такая... Остаётся тянуть из последних сил как тянули советские вожди при Брежневе...