Добрый день, мой читатель, коллега и клиент!
Поговорим о лени.
Так ли пагубна привычка лениться и если да, то в каких случаях.
Лень очень интересное состояние и совсем не случайно.
Любая лень – физиологическая реакция, а наш организм, как известно, не врет. Телесная информация (ощущения) куда реалистичнее, чем наши мысли и эмоции.
В последних, особенно мыслях, очень много несоответствия.
Связано это как раз с тем, что не всякая наша мысль подлинно наша.
Много в нас наносного, установочного, привитого родителями, окружением, другими словами – средой обитания / развития.
Однако не всякая среда – развивающая, бывает, что и ограничивающая.
Большинство из нас воспитано в парадигме, что лень – зло и пользы в ленности никакой.
Если вы позволяете себе полениться, то рискуете прослыть ленивым, а значит и глупым, Обломовым, разгильдяем и любителем валять Дурака и контекст здесь однозначно отрицательный.
А теперь давайте подробнее разберемся, почему возникает лень и какие у нее причины.
Основная причина лени – усталость.
Именно поэтому лень называют рефлексивной паузой.
Таким образом, лень – маркер усталости.
Но тогда почему же лень оказалась в запретной зоне и с детства порицалась.
Ну, во-первых это, «дань традиции».
А во-вторых, это неспособность старших в роду, признать собственную лень, а точнее потребность в отдыхе, что значило бы проявить слабость перед младшими.
Сталь, как известно должна закаляться! Какая уж тут лень – умри, но сделай!
Чтобы быть живым и слушать себя, необходим хороший контакт с телом. Именно через тело, его желание замедлиться, понежиться, полениться мы понимаем, что пришло время сделать передышку.
И лень в сути своей и есть телесное проявление рефлексии – отражение потребности.
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ.
Именно в лени, в паузе мы можем обратить внимание на себя или иначе ощутить свое Я.
Сегодня, живя в век многозадачности, человек все чаще обнаруживает потерю своего Я.
Первую причину я озвучила выше – это порицание лени.
Потеря себя, весьма небезопасная ситуация, ставящая под угрозу подлинные смыслы и жизнь человека.
Без осознания себя мы теряем опоры, а значит и устойчивость.
Именно в лени, остановившись, прислушавшись к себе, мы обнаруживаем свое Я.
Это не значит, что нас нет в деятельности. Есть, при условии, что мы осознаем себя как субъект этой деятельности.
А теперь в этом месте вернемся к лени / рефлексивной паузе и вспомним, что это отражение себя: мыслей, эмоций, поведения, принимаемых решений.
Таким образом, без паузы (лени), внимания к себе человек остается объектом, функцией, винтиком в системе, марионеткой в чьих-то руках.
Поставить жизнь на паузу, значит дать время на осмысление, ответить на вопрос «Куда я бегу?», «Для чего?», «Зачем я это делаю?», «Хочу ли я этого (мое ли это желание)?».
Русские сказочные сюжеты изобилуют героями-лентяями, например, Илья Муромец, работник Балда из сказки Пушкина, сказочный Емеля и Иван Дурак.
Они и дураки-то, потому, что лентяи.
Вот я пишу это слово, а редактор мне его подчеркивает, т. к. окрашено оно негативно, так и пишет «слово с ярко выраженной экспрессивной окраской».
В общем, тут мы в другой полюс уходим – от нельзя лениться, до нельзя ярко себя проявлять.
Что же делать?!!!
Искать меру и не запрещать себе и своим чадам ни лениться, ни проявляться.
Запрещение детям лени (паузы) лишает их, во-первых, возможности восполнить энергию, а во-вторых осмыслить деятельность и себя в ней.
Когда родитель заставляет ребенка, например, делать уроки, исходя из установки, что лениться вредно, то он лишает его отдыха, отражения и создает ситуацию в которой, учеба (или иная деятельность) становится злом, а не интересным делом, способом познания и т. п.
Кроме того, рефлексия необходима и родителю и ребенку для лучшего понимания его сильных сторон. Присмотреться к чему склонен ребенок и дать этому развитие, не менее важная задача родителя. В свою очередь ребенок оказавшись в ситуации выбора, при поддержке взрослого, может осознать (отрефлексировать) свои сильные и слабые стороны.
Если вы устали и позволили себе вздремнуть пол часа-час, то потом сделаете свое дело и быстрее и эффективнее.
То же касается и детей и тем, более подростков, которые как раз и находятся в возрасте осознания себя.
Нам не нужно многие, нам нужно нужное и понять его возможно через рефлексивную паузу (лень).
Надо сказать, что лень – наша русская национальная черта, а значит в ней и наша сила.
Чем примечательны сказочные лентяи, так тем, что через лень создавали нечто, что зачастую и руками не потрогаешь: самоходные печки, скатерти-самобранки, шапки-невидимки и др.
И вот тут важно, чтобы родитель не обесценил рефлексию еще и как область фантазий ребенка, способность мыслить, создавать новое (творческий процесс) и в сути как область растущего духа.
Знакомо ли вам утверждение, что все, что руками не потрогать, не имеет ценности?
Кому-то повезло больше, кому-то меньше, но если вас угораздило пойти дальше ваших родителей, то скорее всего вам знакома эта установка.
Здесь и я имею детский опыт, когда в претензии к творческому проявлению получала послание «Дай руками потрогать!» и как бы оказывалась неуд ел.
Если делом считается лишь ручной труд, имеющий материальное выражение (что, безусловно уважаемо, как и любой труд), то все, что выходит за рамки, обесценивается.
Но есть области, результативность которых руками не потрогать.
Писатели, художники (разве что книгу в руках или картину подержишь), певцы и конечно психологи делают дело, оценить которое «ощупыванием» невозможно. Это области, где результат оценивается как раз рефлексивно через ощущение, не говоря о том, что для психолога его способность к рефлексии – основной инструмент работы с клиентом.
Так вот, чтобы не у дел не оказаться, необходима рефлексия и осознание себя как субъекта деятельности и понимание собственного Я (своего вклада) в этой деятельности.
Так, через Я (рефлексию) человек понимает что, для чего и для кого он делает. Собственно наше Я складывается из всех видов нашей деятельности (всех проявлений Я) и чем больше в нас различных субъектов, тем устойчивее наша личность.
Таким образом, важно не то, что мы делаем (в контексте выше сказанного), а как – вовлекаясь в процесс или автоматически.
Именно это (степень погруженности, осознанности) и определяет ценность труда (самовыражения), независимо от того, можно ли потрогать результат руками или нет.
Есть еще один критерий и он уже обусловлен социально – это полезность.
Поэтому, я надеюсь, что данный материал будет полезен тем, кто столкнулся с обесцениваем, потерял себя и поможет отыскать себя там, где искать никогда бы не стал – в лени.
Ленясь, погружаясь в себя, мы осознаем себя все лучше, становимся многограннее и устойчивее.
Однако, есть одно НО. Как я уже сказала выше, лень – черта присущая русскому характеру и задача не в том, чтобы ее обесценить, а в том, чтобы увидеть плюсы (способность остановиться, оценить риски, осознать последствия, понять себя и т. п.) и минусы, а они есть.
Рефлексивность русского человека в полной мере соответствует истории Ильи Муромца и может затягиваться на годы (былинный богатырь на печи 33 года сидел).
Правда в том, что есть характеры, которые застревают в рефлексии. И понятно, что это тоже генетическая история.
Важным навыком для такого человека (на это и будет направлена психотерапия) будет развитие привычки переходить от мыслей к действию. В этом случае важно научиться не просто думать, складывая в стол написанное, осмысленное, придуманное, а воплощать проекты в реальность.
И перейти от вопросов "За что?", "Почему Я?" к "Зачем / Для чего?" и "Что я могу с эти сделать?"
Сегодня для этого возможностей масса и кризис вам в помощь!
Подводя итоги, можно сказать, что рефлексия – наша сила и она же слабость именно по причине того, что лень, она же рефлексивная пауза в нашем российском (да и не только) сознании глубоко порицаема, а значит и действия нет, т. к. внутри установка : зачем делать, если в этом смысла нет?(если руками не потрогать, то это лишено смысла (ценности).
Первый шаг – найти себя
Второй – сознать свое Я (познать силу и слабость)
Третий – осознать ценность Я (в этом случае обретается сила Я и устраняется внутреннее противоречие).
Я – точка опоры, но только, когда в нем заложена ценность. Обесцененное Я прячется, скрывая себя (стыд) в самых неожиданных метах.
Я в лени = Явление!))
Когда мы осознаем свою ценность, можем делиться тем, что имеем, принося пользу другим и это взаимная радость, где одно Я отражает Я другого!
Если запутались, потерялись, приходите, стану Вашим зеркалом («Алевтина» означает – отражающая)!