Оглавление
Сразу следует отметить, что в процессе конфликта интересы практически всех заинтересованных в нем сторон менялись, и зачастую довольно существенно. Поэтому всякий раз необходимо отмечать подобные смены, ибо это влекло за собой очень существенные сдвиги и в политической обстановке и в военной.
США
Следует четко понимать, что США как единственная сверхдержава, победившая и де-факто установившая власть над Миром в 91-м, очень быстро просто надорвались. И финансовые и логистические возможности поддержания своей гегемонии оказались исчерпанными и теперь цель США достаточно прозаична – всеми силами удержать остатки мирового господства. Поскольку экономически это сделать оказалось невозможным уже в конце 90-х годов, а с 2008-го начался жесткий и все более усиливающийся кризис, то на смену пришли другие пути. Сначала чисто военные – вторжение в Ирак и Афганистан. Однако и этот путь исчерпал себя из-за крайне высоких затрат и низкой результативности - расходы на войны и поддержание контроля над территориями были намного выше прибыли от них. А следом пришла идея бесконечных переворотов и низовых бунтов, благо в любой стране всегда найдется определенный процент несогласных с властью. И под шумок этих мятежей шло окровенное ограбление разоряемых территорий и изъятие их активов, что позволяло хоть как-то затыкать финансовые дыры.
Первым данный метод был опробован в Югославии, затем прокатилась волна стихийных переворотов по Грузии, Украине и Киргизии. Основной задачей стал приход к власти проамериканского правительства, полностью коррумпированного и подсаженного на крючки компромата и денежной зависимости. Результатом становилась не только полная зависимость политики страны от приказов Вашингтона, но и быстрое ограбление транснациональными компаниями в этих странах всего, до чего можно дотянуться.
После первой волны цветных революций на постсоветском пространстве, преследовавшей цель окружения России, наступил небольшой откат в виде военного разгрома Грузии в 2008 и перевыборов полностью провалившегося “оранжевого” управления Украиной. Следующей целью волны переворотов стал арабский мир.
Планы по расчленению и переформатированию арабского мира (известные как “карта Петерса”) были опубликованы в 2006 г. и подразумевали пересмотр границ государств в соответствие с этнической картиной региона. С одной стороны – такое строение более логично, ибо по нему формируются этнически однородные государства, более “удобные” для управления и менее склонные к этническим конфликтам. С другой – любой пересмотр границ не может идти без масштабного кровопролития. И оно в итоге началось под названием Арабской весны.
Точкой отсчета считают 18 декабря 2010 г. с начала масштабных протестов в Тунисе. Грамотное использование накопившихся противоречий в обществе, экономических проблем, сетевых информационных технологий и активный подкуп части элиты (последнее – один из ключевых пунктов) позволили с легкостью начать череду гос.переворотов. Первым пал правящий клан Туниса (14 января 2011), затем – Египта (11 февраля 2011). На Ливии произошел первый серьезный и жестокий сбой – началась гражданская война. Поскольку у разношерстных отрядов повстанцев не было никаких шансов против армии с бронетехникой и авиацией, НАТО во главе США протащило через ООН крайне спорную резолюцию о закрытии воздушного пространства Ливии и под ее предлогом начало примитивную интервенцию. Закончилась она 20 октября 2011 г. убийством Каддафи, а вот гражданская война в Ливии продолжается до сих пор. Дополнительным отголоском арабской весны стала отставка правительства Йемена в конце 2011 г. В 2012 г. наступила очередь Сирии
При этом целью США в регионе является все та же система разрушения и разграбления уже устоявшихся государств с приходом к власти проамериканского правительства. Правда, в случае с арабскими странами сажать на престол марионеток не вышло, а вот грабеж удался – вклады и активы Ливии и Сирии были конфискованы сразу. Разграбление и вывоз капиталов, ценностей и активов из всех стран тоже идет и продолжает идти очень интенсивно.
На первом этапе конфликта был выстроен достаточно четкий вектор разрушения, направленный через Сирию на Иран, а затем на Среднюю Азию. И если бы правительство Асада не устояло – то уже в 2012 г. начались бы попытки раскачать Иран и заварить там ту же военную кашу.
Европейские партнеры по НАТО
Здесь несколько сложнее.
В вопросе разгрома Ливии большинство стран блока оказали полную военную и логистическую поддержку. Причем инициатором тут была Франция под руководством Н.Саркози. По слухам – именно Каддафи спонсировал избирательную компания Саркози и тот “убрал” его как свидетеля. Однако именно ЕС сразу после разгрома Ливии и смены власти в Тунисе и Египте получили массу экономических проблем, снижение потока энергоресурсов и огромный приток мигрантов и беженцев. Как следствие, в сирийском кризисе европейские страны НАТО сразу ушли в сторону от прямого вмешательства. И только Франция, по старой памяти (Сирия была подмандатной французской территорией после Первой Мировой войны) принимала участие в обучении и помощи боевикам. Также появлялись данные о задержании в Хомсе французских специалистов и спецназовцев. Но уже к 2013 г. информация об участии европейцев в сирийском конфликте полностью исчезла, а с появлением ИГИЛ Европа наоборот, стала все больше опасаться прихода военных проблем на свою территорию.
При этом активную работу спецслужб Франции, Англии и Германии никто не скрывает, и какое-то разделение по территориям у них тоже идет. Англия по старой памяти работает через Иорданию, Франция – через Ливан и Германия – через Турцию. Но все равно по сравнению с другими сторонами конфликтов эта работа не выходит за незначительные рамки обычной спецслужбистской возни.
ООН. Роль Организации Объединенных Наций в этом конфликте во многом свелась к роли статиста. Де факто к этому моменту ООН уже полностью деградировала и представляет собой второе издание Лиги Наций, обслуживающее интересы США. Право вето Китая и России – утешительные бонусы, которые позволяют хоть как-то оправдывать импотенцию этой организации.
РФ
Россия в конфликте ожидаемо заняло позиция защиты Асада и правительства Сирии. При этом руководствуется оно просто логикой и прагматизмом. В Сирии находится единственная военно-морская база России в Средиземноморье (Тартус). Сирия долгое время была союзником России и крупным покупателем военной техники. Наконец Сирия – просто очередной бастион перед атакой непосредственно на Россию.
Как результат – Россия систематично и без вариантов накладывала вето на любые антисирийские резолюции в ООН, постоянно (хоть и не афишируя это) поставляла запчасти и технику сирийской армии и, вероятно, спонсировала Асада финансово. Хотя с последним данных нет и вполне возможно, что между Россией и Ираном произошел своеобразный раздел обязательств: Иран спонсирует Асада финансово, а Россия – технически.
Китай
Китай, как и в целом по арабской весне, занял скромную выжидательную позицию. Пекин в целом поддерживает Асада политически, но о какой-либо финансовой или технической помощи информации не было. Следует отметить, что для Китая арабские перевороты принесли огромные финансовые потери, поскольку пострадали многочисленные инвестиционные проекты в Африке и на Ближнем Востоке. Но поднимать шум Китай не стал, в основном тихо уйдя из проблемных точек.
Турция
В позиции Турции надо учитывать очень много аспектов, поскольку она очень противоречива.
Нео-османизм. Главным апологетом этого направления турецкой политики уже много лет выступает премьер Турции Р.Т. Эрдоган, который пытается встроить на Ближнем Востоке новую Османскую Империю в виде политико-экономического союза стран под руководством Турции. На этом пути множество препятствий в виде уже существующей Лиги арабских государств (ЛАГ), противодействия финансовых монархий Залива и интересов Запада. По сути Турция в одиночку пытается занять заново лидерский пост на Ближнем Востоке, но сил у нее явно не хватает. По этой причине упор в политике нео-османизма сделан на собирание именно туркмено-черкесских земель/этносов. Турция активно выстраивает отношения со старыми союзниками и родственными странами и этносами на Кавказе и Средней Азии. Именно в Турцию стекаются многочисленные наемники из Чечни, Дагестана, Туркменистана, Узбекистана и многих других стран.
Однако в целом светский режим в Турции, заложенный еще Кемалем Ататюрком, сводит все усилия османистов впустую. Заявленный намного раньше вектор на вхождение в Евросоюз, хотя и показал давно свою полную несостоятельность, все равно продолжает действовать. Скорее всего с уходом Эрдогана вся выстраиваемая им политика рухнет и сойдет на нет.
Курдский вопрос. Один из самых болезненных в турецкой политике. Стремление курдов к независимости и самоопределению является головной болью Турции и средством давления на нее со стороны других держав. Решить его военным путем у Турции нет сил, военные ограничиваются проведением локальных зачисток в приграничье и ударов по сопредельным территориям. Политический торг идет намного активнее и турки умело пользуются разногласиями среди самих курдов и не допускают их объединения. Война в Ираке и Сирии используется Турцией для “сплава” туда курдских активистов на убой. Особенно ярко это проявилось при осаде Кобани в 2014-м году.
Одновременно Турция явно не знает что делать с де-факто независимым Иракским Курдистаном и какое-то время - таким же независимым Исламским Государством (Халифатом), которые стремительно сформировались на её границах. Пока удается играть на противоречиях и успешно стравливать их друг с другом, помогая попеременно и той и другой стороне. Но такая политика опасна и всегда чревата катастрофическими сбоями.
Малые этносы. В ходе войны достаточно ярко выразилось желание Турции к уничтожению малых этносов. Это и способствование резне армян в Кессабе, и стравливание исламистов и курдов, и помощь при истреблении алавитов в Латакии. Также очевидно, что шиитское светское правительство Сирии явно не вписывается в преимущественно суннитский Ближний Восток. В целом политика построения этнически однородного турецкого государства, со сбоями и противоречиями, является превалирующей.
Военный заговор. У Эрдогана не вышло выстроить внятный консенсус с военной верхушкой Турции, которые в целом не одобряют нео-османистскую политику. Доходило до открытых конфликтов, когда в 2012 году значительная группа офицеров и генералов была осуждена за “организацию гос. переворота”. Насколько оправдано обвинение – неизвестно, но отношения Эрдогана с армией были испорчены. Противоречия загнаны под сукно, но никуда не делись.
Экономика. Главным вопросом экономики является, разумеется, газопровод из Катара или из Ирана. На момент начала войны в Сирии постройка газопровода была одним из краеугольных камней экономического обоснования свержения Асада. Однако проблемы с газопроводом начали валиться со всех сторон. Открытие в 2009 г. и разработка в дальнейшем крупных газовых месторождений на шельфе Восточного Средиземноморья, явное нежелание Ирана связываться с газопроводом на западном направлении, закат Катара как геополитического игрока – все эти факты уже через год-полтора после начала конфликта свели роль газопровода через Турцию к минимальной. А сопротивление Асада и разрастание хаоса на территории Сирии ставят шанс на его прокладку практически нулевым.
Однако есть и второй аспект экономических интересов Турции – примитивный грабеж. При этом разграбляется все подряд. Нефть – это только самый популярный и высокодоходный товар, который всегда на слуху. Помимо нее активно вывозится зерно, целиком вывозят оборудование, станки и продукцию попавших под контроль боевиков фабрик и заводов. Доходит даже до выдирания и сдачи как цветного металла обычных проводов из стен жилых домов.
Итог. У Турции нет одного цельного подхода к событиям в Сирии и вообще нет единонаправленной внешней политики. Страна находится на распутье и не может выбрать между “перманентным вступлением” в ЕС, разворотом на Восток или выстраиванием регионального лидерства.
ЛАГ
Лига Арабских Государств в целом, будучи сложенной преимущественно из суннитских стран, сразу нацелилось на свержение Асада. Но вот цели разных стран сильно разошлись. Главными закоперщиками войны стали Катар и Саудовская Аравия.
Катар
Преследовал в конфликте в основном газовые (экономические) цели. Хотя здесь нужно говорить о целях не самого правительства Катара, а транснациональных газовых гигантов, которые целиком и полностью держат Доху под контролем и на поводке.
На базе своих газовых месторождений за короткий срок Катар создал огромные мощности по сжижению газа и транспортировке СПГ. Тем самым Катар активно вышел на мировой рынок газа (в основном азиатский) и занял там довольно хорошие позиции. Прибыль от газовой торговли позволили Катару создать огромный даже по ближневосточным меркам запас наличности, которую активно “вложили” в продвижение арабской весны. Во многом именно благодаря катарским деньгам состоялось свержение Каддафи, ибо это позволило убрать с рынка одного из конкурентов Катара (и ближневосточных монархий в целом) в арабском мире. Не менее активно Катар вложился в финансирование свержения Асада, но здесь цели еще более меркантильны – постройка газопровода через Сирию и Турцию в Европу и тем самым вытеснение РФ с газового рынка.
Саудовская Аравия
Один из наиболее непримиримых противников правительства Сирии. КСА исповедует ислам ваххабитского толка, нетерпимый к любым иноверцам и внутриисламским течениям. В этом отношении алавитская Сирия и шиитский Иран являются его главными врагами в исламском мире.
Обладая огромными финансовыми запасами, КСА пыталось перехватить контроль над всем Ближним Востоком, став региональным лидером. Использовались для этого в основном финансовые методы. Покупались и подкупались элиты соседних стран, вкладывались огромные суммы в обучение и снабжение боевиков, направляемых в Сирию и т.п.
Иордания
Роль прокладки. Иордания безропотно предоставила территорию для организации лагерей тренировки боевиков и их логичестической поддержки. Но при этом не преследует никаких претензий ни на территорию Сирии, ни на какие-либо экономические гешефты.
Египет
На первом этапе конфликта, когда у власти в Египте стояла организация “братья-мусульмане”, Каир активно поддерживал боевиков в Сирии, частично оказывал финансовую помощь и энергично отправлял в Сирию египетских фанатиков. Однако уже 3 июля 2013 г. произошел контрпереворот, власть перешла в руки военных и поддержка боевиков в Сирии со стороны Египта быстро была свернута. В дальнейшем Египет занял нейтральную позицию, сосредоточившись на экономике и борьбе с собственными ячейками боевиков на Синайском полуострове.
Ливан
Правительство Ливана как таковое мало влияет на внешнюю политику – оно с трудом удерживает внутренние проблемы и конфликты. Поэтому говорить о какой-либо политике Бейрута невозможно. Тон задают шиитская Хезболла и многочисленные суннитские группировки.
Израиль
Находится в довольно сложном положении. Для Израиля главная цель – не допустить ни в каком виде объединения арабского мира или его части. Ибо такой объединенный мир неизбежно обрушится в первую очередь именно на сам Израиль и гарантированно уничтожит его. Именно поэтому главной геополитической целью Израиля на Ближнем Востоке было и всегда будет поддержание перманентного хаоса и раздрая у своих соседей. Сирия же изначально позиционировала себя как наиболее антиизраильскую силу, и продолжает эту политику вне зависимости от тяжести войны.
Поэтому роль Израиля в конфликте изначально свелась к постоянной подпитке и поддержке боевиков в приграничной провинции Кунейтра. Доходит до абсурда – прямой поддержке, лечения и снабжения радикальных исламистов на территории самого Израиля и отправления их в Сирию на войну.
Одновременно ВВС Израиля периодически устраивают авиаудары по военным объектам сирийской армии. Но основными целями становятся только высокотехнологичное оружие вроде поставленных противокорабельных ракет Яхонт.
В целом же позиция и политика Израиля логична и понятна, но малоперспективна. Ибо при падении правительства Асада в Сирии мгновенно вздулся бы жуткий клубок исламизма, который неизбежно начнет атаку самого Израиля.
Иран
Главный союзник Сирии в регионе. Иран прекрасно понимает, что сразу за падением Асада и разгромом Сирии последует атака на него. И, соответственно, главная цель Ирана – не допустить этого. Присутствие советников Ирана в сирийской армии де-факто очевидна. Иногда появлялась информация и о гибели советников. А вот присутствие каких-либо частей иранской армии или спецназа, столь широко рекламируемого боевиками, весьма сомнительно и нет ни одного подтверждения (в отличие от официально воюющей Хезболлы). То же самое касается оружия из-за отсутствия прямого пути доставки. Иран активно поддерживает Сирию на политической арене, блокируясь в этом вопросе с Россией и Китаем, однако его вес не настолько велик.
Вместе с тем, геополитическая ситуация для Ирана в течение конфликта менялась довольно стремительно. Последующий в 2014-2015 годах разгром Ирака, восстание хуситов в Йемене и становление ИГИЛ, а также попытки США примириться с Тегераном дали последнему возможность более активно играть на Ближнем Востоке и пытаться выстроить шиитскую ось с центром в Иране. Опорой для этого служит шиитское новосформированное правительство Ирака, а также крупные единоверные шиитские группы на востоке Саудовской Аравии. Алавиты и зейдиты – отдельные ветви шиизма. И хотя Иран признает их равноправными, но выстраивать отношения с ними гораздо сложнее.
Огромным преимуществом Ирана служит внутренняя сплоченность граждан. Это не отменяет фронду курдских племен или проблему разделенного Азербайджана, но в целом страна выступает единым фронтом на все внешние угрозы. В целом Иран либо выйдет из Смутного времени на Ближнем Востоке как региональный шиитский лидер, либо будет обречен на распад.
Собственно Сирия. Готовилась к классической войне и сразу ожидала атаки как в Ливии. Сирия внимательно наблюдала за событиями в Ливии, прекрасно знала, что будет следующей целью для агрессии и пыталась выстроить оборону исходя из ливийского сценария. Но… “генералы всегда готовятся к уже прошедшей войне”. Вместо традиционной агрессии Сирия получила массовую полупартизанскую войну с заброской через границу многочисленного плохо обучено сброда со всего арабского (и не только) мира.