А что, собственно говоря, представляет собой эта самая довольно популярная вывеска «инди-музыка»?! На то есть куча разнообразных интересных, занимательных, щепетильных и занудных версий. Ну вот к примеру, такая: «Инди – это любая музыка, изданная на независимом (independent – отсюда и inde) лейбле». Версия хорошая, мне нравиться. Только вот жанровое разнообразие получается каким-то уж больно всеобъемлющим. Чего ещё для меня лично не хватает … поэтому мой внутренний музыкальный критик ещё к этому определению добавляет такой критерий «внеформатная, разножанровая концептуальная музыка». Ну то есть когда люди просто делают такую музыку, какую они видят, а без всяких там шаблонов. Конкретное проявление этого может находиться и в достаточно лёгкой музыке, и в невероятной зауми и пассажных изворотах.
При таких вводных пул инди-музыки получается довольно емким. Однако же при всей его емкости по факту учёта двойных альбомов соответствующей жанровой принадлежности было выявлено мной не так уж и много. Но те, что есть – все по-своему хороши:
Laibach – Baptism (1984)
Если вы доселе не были знакомы с творчеством этого Словенского коллектива, то это далеко не лучший альбом для знакомства с их творчеством. Хотя почему бы и не начать с него?! Уровень концептуальности и степень жанровой свободы, свойственный аутентичному раннему индастриалу, здесь просто зашкаливают. По большому счёту это даже и не музыка – это мрачный музыкально-звуковой коллаж. В его прослушивании есть особое эстетское удовольствие, примерно схожее с прослушиванием «Пер Гюнта» Эдварда Грига. Кроме того, это один из очень хороших примеров того, что «инди» совсем не обязательно должно быть исполнено на гитарах, что порой оно может быть сделано и на сэмплерах.
Sonic Youth – Daydream Nation (1988)
Этот монумент от апологетов современной инди-музыки трудно переоценить – пропаганда того, что на гитарах можно выделывать ещё и вот так благодаря этому дуплету широко пошла в народ. Тем не менее шлягеров здесь оказалось маловато, а струнные извороты вышли более приближены к человеческому уху, поэтому альбом оказался несколько недооценённым публикой. Зато критики по сей день с него приходят в восторг и считают его чуть ли не лучшим в творчестве Соников. Как по мне, так он безусловно хорош, хотя и несколько длинноват.
Modest Mouse – The Lonesome Crowded West (1997)
Сам коллектив – это уже зрелый такой гитарный инди, не то что Sonic Youth. Экспериментов в целом здесь куда меньше, но технических изворотов и честного звукоизвлечения и искренней подачи материала хватает на целую толпу Соников. Любопытно, что выходил он в первую очередь на виниле … и это в те годы, когда винил как бы того. Но и переиздавался на дисках. Так вот на виниле было на одну песню больше – во как. Альбом лично мне нравиться нарочито-сырым звуком и какой-то внутренней истошностью исполнения. Для второго альбома это был прям очень мощный ход.
Muse – Hullabaloo Soundtrack (2002)
Считается, что группа Muse – это конечно так себе инди, если только очень причёсанный и невероятно спродюссированный. Поспорить с этим трудно, особенно в отношении ряда последних их альбомов. Но ведь если с их первых двух пластинок убрать весь этот сахарок крутых студий, то что же как не своеобразный гитарный инди со своим уникальным лицом мы получим?! В этом смысле очень показательным как раз-таки и является вот этот гибридный дуплет – первая часть включает в себя b-sides, вторая состоит из живого выступления. То есть именно здесь ребятушки раскрываются такими, какие они есть, а что же они есть, если не отличный пример очередной крутой волны гитарного инди?!
LCD Soundsystem – LCD Soundsystem (2005)
Вообще электро-клэш, как музыкальный жанр – это сразу инди. Действительно, кто как независимый музыкант будет делать танцевальную музыку для прослушивания, и какой музыкальный издатель будет издавать электронную музыку для любителей живой? Только независимые люди могут пойти на такое! Сам же дебютный альбом от Мёрфи сотоварищи шикарен. Он звучит легко и просто, создаёт бодрую атмосферу и выводит реальность на какой-то новый уровень оптимистичной реальности. В тоже самое время практически каждый трек действует на слушателя гипнотически – чем-то это лично мне напоминает тех самых Laibach …
Radiohead – In Rainbows (2007)
Это альбом того творческого периода Ридиоголовых, когда уровень их странностей ушёл далеко за все возможные шкалы. Первой странностью было то, что, уйдя от EMI они решили стать инди не только по музыке, но и изданию. Вот этот альбом и стал первым, самостоятельно выпущенным релизом. При этом он выкладывался в интернете с посылом «кому сколько не жалко». Казалось бы, чем не ход?! Но его впоследствии выпустили и на физических носителях, но уже с бонусным диском. Поэтому-то я его и причислил к лику двойных – второй же диск у него есть, пусть странный и короткий, но всё же. Что касается содержания, то для меня это стал последний альбом Radiohead, который я могу с наслаждением слушать. И здесь даже есть не только «интересные», но и вполне себе трогающие за душу песни. Все последующие альбомы коллектива видимо оказались куда выше моего музыкального скудоумия и их «интересность» во мне не вызывает никаких чувств.
Arcade Fire – Reflektor (2013)
В общем и целом, Arcade Fire – это весьма странная группа … как и большинство популярных групп из Канады. Чего стоят тексты одновременно на английском и французском языках. То же самое происходит и с жанровыми элементами, положенными в музыкальные основы песен. Степень их своеобразия зашкаливает на всех альбомах, но и на этом тоже. Кроме всего прочего в продакшене этого дуплета им помагал тот самый Джеймс Мёрфи из LCD Soundsystem, что добавило гипнотической атмосферы.
Swans – To Be Kind (2014)
Перефразируя классика, скажу: «Это ж огонь! Огонь, с которого все началось и которым мы все заканчиваем!» Поди придумай куда более независимого человека, чем Майкл Джира. Начинал он своих Лебедей где-то тогда же, когда и Laibach. Тем не менее, бодрости (а точнее мрачности) духа он не потерял – это точно. Даже поприбавил творческого азарта. Отнести его музыку куда, кроме как к инди вообще трудно – аналогов этому я вообще не назову. По количеству двойных альбомов в рамках разных проектов Майкл входит в число однозначных рекордсменов. Почему я выбрал именно этот? Всё просто – он мне больше всего нравится. Долгие дронирующие треки с мрачной атмосферой и элементами гипнотического транса сопровождают убедительные причитания. Та ещё атмосфера, я вам скажу. В целом ничуть не хуже вышеупомянутого «Бабтизма».
У меня же на сегодня всё, не забывайте подписываться, спасибо вам за внимание и до новых встреч.