Найти тему
AR.MOSCOW

НЕСОЗДАННОЕ БАРОККО

Всем доброго дня!

Обычно мы рассказываем об утраченных шедеврах архитектуры Москвы. Но сегодня наш рассказ о нереализованном проекте.

Все вы наверняка знакомы с Петровским путевым дворцом (фото 1) в Петровском парке, созданным гением Матвея Фёдоровича Казакова по заказу Екатерины II в ознаменование победы России в Русско-турецкой войне.

-2

О том, каким его задумал архитектор Василий Баженов, и каким он в итоге стал, мы расскажем отдельно.

Дворец стал готической доминантой Петровского парка, а сам парк со временем превратился в то, что мы сейчас называем элитным жилым районом. Точнее дачным комплексом, архитектура которого строго регламентировалась.

В 19 веке здесь располагались загородные имения богатых и благородных хозяев: купцов, дворян, архитекторов.

«Когда после первой холеры в 1832 и 1833 годах стали разводить парк в том виде, как он теперь, там были дачи Настасьи Николаевны Хитровой, у княгини Натальи Сергеевны Трубецкой. Стали раздавать от казны земли, кто желал, и по пяти тысяч рублей на отстройку. Тогда сестра Анна Николаевна Неклюдова взяла себе участок на самом шоссе, Озеров Семён Николаевич, Иван Александрович Нарышкин и очень многие; и сделалось модным иметь дачу в Петровском».

Так вот Нарышкины, древний близкий к императорскому дому род, вдохновители изменившего Москву Нарышкинского барокко (см. Церковь Покрова в Филях, Церковь Иоанна Воина на Якиманке — космические для своего времени строения) имели свои дачи в Петровском.

Там и случилась печальная история: потерявшая дочь Анна Дмитриевна Нарышкина, жена камергера (то есть ближайшего придворного чина императора Николая I) похоронила 13-летнюю внучку, скончавшуюся на даче в Петровском. Для упокоения святой детской души Анна Дмитриевна получила высочайшее одобрение на строительство на месте своей дачи храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

Изначальное проектирование храма было поручено великолепному Евграфу Дмитриевичу Тюрину (автору Елоховского собора). И это был чудо что за проект (фото 2). «Высокая двухъярусная церковь-ротонда с большой приземистой главой, второй ярус которой окружён галереей, опирается на столбы-кубышки, с двух сторон к которым примыкают трёхъярусные псевдоколокольни» — пишет архитектор Татьяна Иванова. Что-то среднее между мечетью с минаретами и Собором св. Петра.

-3

Но Николаю I проект не понравился. Слишком похоже на Путевой дворец, заключил император.

И строительство поручили замечательному архитектору Фёдору Рихтеру, который создал храм с уважением к архитектуре Путевого дворца, но был более привержен эклектике (фото 3).

-4

Что было задумано и что получилось, сравните сами.

Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал, мы будет продолжать рассказывать вам о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.

#armos #интересныеместа #барокко #искусство #храм #история