Современное общество устроено таким образом, что «жаворонки» имеют режим наибольшего благоприятствования. Предприятия и учебные заведения начинают работу в ранние утренние часы, когда «жаворонки» уже в максимальной степени готовы к выполнению своих обязанностей, а «совы» лишь начинают раскачиваться. Завершение рабочего/учебного дня также практически совпадает с периодом снижения умственной и физической работоспособности «жаворонков», а «совы» к этому времени лишь достигают пика своей активности. Иными словами, ритмы социальной жизни синхронизированы с биоритмами «жаворонков» и не совпадают с биоритмами «сов». Эта невольная дискриминация «сов» не проходит бесследно: «совы», как правило, имеют более низкую успеваемость в школе, у них чаще наблюдаются проблемы со сном и психоэмоциональным состоянием.
Многие могут сказать, что описанная выше проблема выдумана и не стоит внимания общества, поскольку подавляющее большинство людей не являются «совами». Однако при этом необходимо иметь в виду несколько обстоятельств.
1. В России доля лиц с поздним хронотипом («сов») значительно больше, чем в других странах, поскольку она расположена в высоких широтах Земли (известно, что на севере «сов» больше, чем на юге (1)). Кроме того, у нас размеры часовых поясов увеличены в два раза, что также приводит к увеличению доли лиц с поздним хронотипом.
2. Среди подростков, обучающихся в старших классах средней школы и в ВУЗах доля лиц с поздним хронотипом также увеличена, что связано с особенностями действия половых гормонов на растущий организм (1).
3. По данным многочисленных исследований «совы» имеют в среднем более высокий уровень интеллекта, чем их сверстники-«жаворонки», но они не могут реализовать свой высокий интеллектуальный потенциал в учебе (2).
Какие способы в настоящее время предложены для устранения дискриминации «сов»?
1. Прекращение манипуляций с социальным временем. В нашей стране с марта 2011 по октябрь 2014 года был проведен «эксперимент» по переводу на постоянное летнее время. Это привело к резкому увеличению десинхронозов и депрессий у школьников и студентов (3). За период с 2014 года по настоящее время частота выявления десинхронозов у подростков снизилась на 21%. Это является подтверждением правильности принятого в 2014 году решения об отмене в России постоянного летнего времени. Я предполагаю, что восстановление на территории России часовых поясов стандартного размера также послужит делу снижения рассогласования между социальными и биологическими часами подрастающего поколения.
2. Перевод начала занятий в школах и в ВУЗах на 0,5-1 час позже существенно снижает остроту проблемы дискриминации «сов» (4). По этому пути идут многие страны, в основном экономически развитые, поскольку у них есть возможность построить столько школ, сколько необходимо для обучения учеников в одну смену. В нашей стране школ, работающих в одну смену не так много, как хотелось бы, но руководители таких школ должны знать, что эта мера, не требующая особых финансовых затрат, позволит существенно повысить эффективность учебного процесса и снизить негативные эффекты, особенно в старших классах.
Когда у нас появится возможность обучать всех детей и подростков в одну смену, можно будет подумать о введении гибкого графика начала занятий в школе, при котором ученики имели бы право сами определять, в какое время им начинать занятия, в 08:00 или в 09:00. Эта методика сейчас тестируется в некоторых Европейских странах и дала обнадеживающие результаты (5).
Литература
1. Борисенков, М. Ф. (2010). Хронотип человека на Севере. Физиология человека, 36(3), 117-122.
2. Panev, A. S., Tserne, T. A., Polugrudov, A. S., Bakutova, L. A., Petrova, N. B., Tatarinova, O. V., ... & Borisenkov, M. F. (2017). Association of chronotype and social jetlag with human non-verbal intelligence. Chronobiology International, 34(7), 977-980.
3. Borisenkov, M. F., Tserne, T. A., Panev, A. S., Kuznetsova, E. S., Petrova, N. B., Timonin, V. D., ... & Kasyanova, O. N. (2017). Seven-year survey of sleep timing in Russian children and adolescents: chronic 1-h forward transition of social clock is associated with increased social jetlag and winter pattern of mood seasonality. Biological Rhythm Research, 48(1), 3-12.
4. Борисенков, М. Ф., Попов, С. В., Смирнов, В. В., Печеркина, А. А., Дорогина, О. И., & Сыманюк, Э. Э. (2022). Влияние времени начала занятий на продолжительность сна и успеваемость учеников средних школ Екатеринбурга. Cognitive Neuroscience—2021.—Екатеринбург, 2022, 147-150.
5. Biller, A. M., Molenda, C., Obster, F., Zerbini, G., Förtsch, C., Roenneberg, T., & Winnebeck, E. C. (2022). A 4-year longitudinal study investigating the relationship between flexible school starts and grades. Scientific Reports, 12(1), 1-13.