«Идешь к женщинам? Не забудь плетку!» – эту известную цитату часто приписывают Фридриху Ницше, обвиняя философа в высокомерном и презрительном отношении к женщинам. Но, во-первых, эта цитата не принадлежит самому Ницше: её грубо вырывают из контекста его произведения. А во-вторых, в жизни немецкого мыслителя случилась та самая, великая любовь, которая оставила отпечаток на всём его творчестве и которая снимает любые вопросы о мнимом женоненавистничестве Ницше. Каким был этот один из самых странных романов в истории философии? О чём на самом деле книга Ницше «Так говорит Заратустра»? Разбираемся в идеях о сверхчеловеке, вечном возвращении и воли к власти через призму любовной истории Фридриха Ницше и Лу Саломе.
Фридрих и Лу: недороман или платоническая любовь?
В истории полно примеров, когда рядом с выдающимся мужчиной рядом стоит не менее талантливая женщина. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт. Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Фридерик Шопен и Жорж Санд. Фридрих Ницше не стал исключением. В жизни этого философа случилась невероятная, пронзительная и печальная история любви, из которой вызрел один из самых красивых текстов мировой философии «Так говорил Заратустра» — книга, считающаяся поворотной в философской биографии Ницше. Философ считал, что лучшее, что может один человек сделать для другого — «подарить ему его самого». Так случилось в его жизни: Ницше встретил человека, который в период обострения его болезни и творческого кризиса, появился на его пути. Её звали Лу Саломе. Лу (Луиза) Саломе впоследствии стала известным философом и автором популярных работ по психоанализу. Её знаменитая книга «Эротика» по сей день остается европейским бестселлером. В её жизни было много громких романов, но имя Фридриха Ницше навсегда осталось исключительным в её судьбе. Больше того, из заметок, которые Лу писала во время общения с Ницше, сложилась одна из лучших монографий о творчестве великого мыслителя.
О своих отношениях они нигде не кричали: в мемуарах Лу очень аккуратно пишет о Ницше, а он в своих произведениях упоминает её лишь однажды, в сочинении Ecce Homo. Открыто о своих чувствах к Лу Ницше говорит только в письмах к ней, называя её «мой возлюбленный друг» и «моя судьба». К моменту встречи с Лу, в 1882 году, Ницше был уже довольно известным философом. Незадолго до их знакомства Ницше пережил пик давно мучившей его болезни — прогрессивного паралича. К 35 годам философ практически потерял зрение и страдал от страшных головных болей. Лу сохранила первое впечатление о Ницше: «Замкнутость, предчувствие затаенного одиночества». Отношения Фридриха Ницше и Лу Саломе до сих пор вызывают споры у историков философии: такими странными и противоречивыми были их письма друг к другу. Именно ей он впервые рассказал об откровении, которое впоследствии стало одной из ключевых идей ницшеанской философии — идее вечного возвращения. Именно отношениями с ней вдохновлен образ Заратустры. Но прежде чем поговорить о Заратустре и его плётках, надо сказать, какими необычными были отношения Фридриха и Лу.
Секс — это то, что должно быть преодолено
Ницше был сражен интеллектом Лу Саломе и попытался сделать ей предложение выйти за него замуж вскоре после знакомства. Но она отказала ему, объяснив своё решение тем, что не хочет быть «ни апостолом, ни преемницей Ницше», а желает независимости, чтобы творить свою собственную, неповторимую судьбу. Однако Лу была не против духовного союза мужчины и женщины. Такая практика была довольно распространенной на рубеже XIX–XX веков. Многие интеллектуалы вступали в отношения, которые не реализовывались в сексе, считая сексуальный акт тем, что должно быть преодолено. В России подобные отношения были, например, у Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, у Александра Блока и Любови Менделеевой-Блок. Выбирая такой тип отношений, партнеры были убеждены, что секс может только разобщить их, а не сделать ближе. Настоящего соединения полов невозможно достичь в половом акте, и эротическим побуждениям следует придать иной вектор — направить их в творчество. Лу была сторонницей именно таких взглядов, и Ницше принял её предложение сделаться духовными союзниками. Они поклялись стать «совершенными друзьями», заниматься совместным творчеством и странствовать по образовательным и культурным центрам Европы. В одном из писем Лу рассказывала об их беседах с Ницше: «Есть особая прелесть в том, что ты встречаешь сходные идеи, чувства и мысли. Мы понимаем друг друга полностью». Ницше же утверждал, что вряд ли когда-либо между людьми существовала большая интеллектуальная открытость, чем это было между ним и Лу. Саломе посвятила ему небольшую поэму «Молитва к жизни», которую Ницше очень ценил. Сам же он на слова этой поэмы написал музыку под названием «Гимн к жизни» (Ницше был неплохим композитором). Казалось бы, их платоническая любовь выглядела идеальной. Но так уж случилось, что в отношения Лу и Ницше было замешано третье лицо. Его звали Поль Рэ.
Любовный треугольник: Ариадна-Тесей-Дионис
Поль Рэ — философ-позитивист и друг Ницше, с которым они абсолютно расходились во взглядах. Рэ верил в построение абсолютной моральной системы, Ницше же отстаивал принципиальную относительность моральных ценностей. Но этих интеллектуалов объединило особое обстоятельство — любовь к одной женщине. Оба они влюбились в Лу, в её тонкий ум и смелый и задорный характер (сохранилась красноречивая и знаменитая на весь мир фотография, на которой Ницше и Рэ стоят рядом с Лу, которая держит в руках плеть). В жизни неординарного человека любовный треугольник также не может быть заурядным. Свой любовный треугольник Ницше видел как греческую мистерию, историю о том, как Дионис, бог вина и экстатического веселья, захватывает и освобождает прекрасную царевну Ариадну с одобрения её жениха Тесея. Так, Лу была Ариадной, Тесеем был соперник Ницше — Поль Рэ, а сам философ был Дионисом.
По греческому преданию, Дионис вмешался в отношения Тесея и Ариадны (да, той самой девушки, у которой был был волшебный клубок ниток, который помог Тесею выбраться из лабиринта Минотавра). Дионис же решил показать Ариадне мир, полный веселья и ласк, дать ей то, чего не мог дать Тесей, который был неспособен к смеху, игре, был мстительным и озлобленным. В Тесее не было жизни. В отношениях с Тесеем Ариадна словно тоже отрицала жизнь и угасала сама. Дионис же символизировал утверждение жизни. Он умел смеяться, веселиться и танцевать. Этой, настоящей Жизни, Дионис и хочет научить Ариадну. Дионис не может быть один, и их союз с Ариадной — это выход из одиночества, утверждение жизни как таковой. В их союзе, по Ницше, и проявлялось вечное возвращение как нечто, что заставляет повториться только то, что утверждает жизнь. Вечное возвращение ‒ это сверхчеловеческий союз Диониса и Ариадны. В этом смысле отношения с Лу стали для Ницше философским экспериментом, который позволял проверить на деле его идею вечного возвращения.
Кто такой демон вечного возвращения?
В разгар своего платонического романа с Лу Ницше закончил работу над своей самой жизнерадостной книгой «Весёлая наука». Ницше писал Лу: «Да, я верю в Вас: помогите, чтобы я навсегда верил и в себя самого и был достоин нашего девиза и Вас: “чтоб на красоту и цельность навсегда решиться”». В этом произведении Ницше впервые говорит о вечном возвращении и грядущем сверхчеловеке. Основу учения Ницше о вечном возвращении составляет попытка выстроить новую концепцию действительности, смыслом жизни в которой становится личностное внутреннее самопреодоление, обретение воли к власти над самим собой, а целью человечества ‒ созидание сверхчеловека.
Ницше пишет: «Что, если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое одиночество некий демон и сказал бы тебе:“Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности” – Разве ты не бросился бы навзничь, скрежеща зубами и проклиная говорящего так демона?» Согласно философу, всем событиям суждено повторяться бесконечное число раз. Но эта мысль не должна пугать человека, который определяет целью своей жизни достижение состояния максимальной самореализации. Человека не должны пугать зло и страдания, ведь они ‒ часть воплощения высшего смысла существования. Преодоление препятствий, по Ницше, каждый раз утверждает власть человека над самим собой. Таков будет ницшеанский Заратустра: «Я приемлю тебя, жизнь, какова бы ты ни была: данная мне в вечности, ты претворяешься в радость и желание непрестанного возвращения твоего; ибо я люблю тебя, вечность».
Впервые о вечном возвращении Ницше рассказал именно Лу Саломе и не раз подчеркивал, что она, Лу, была единственным человеком, способным понять его философию и вдохновить его на работу. В Лу Ницше видел самую близкую себе по духу личность. Сама же она вспоминала о том, как Ницше шепотом рассказывал ей о вечном возвращении: «Я никогда не забуду тех часов, когда он открывал мне свои мысли, он поверял мне их, как если бы это была тайна, в которой невыразимо трудно сознаться, он говорил вполголоса с выражением глубокого ужаса на лице». Однако общение с Лу преобразило Ницше, он говорил: «Я обрел доверие к себе». Он был счастлив и полон идей: «Встреча с Лу вырвала меня из плена ложных представлений о моей жизненной задаче, во сто крат принижавшей ее». Одновременно с этим Ницше никогда не позволял себе говорить о влюблённости: «мы друзья, и для меня неизменно святыми остаются эта девушка и ее доверие ко мне».
Разрыв с Лу
Однако постепенно Ницше стала одолевать невыносимая ревность Лу к своему другу. К тому же их тройственный «духовный» союз вызывал опасения у близких философа. Хотя Ницше и пытался держать их в неведении относительно своей дружбы с Лу, «не из любви к тайнам», – как он сам замечал, – а просто зная людей». Философ говорил: «Я бы не хотел выставлять нашу жизнь напоказ, я бы не хотел, чтобы мы с Вами становились объектом европейских сплетен». Однако сестра Ницше начала настоящую травлю Саломе и своими интригами испортила отношения Ницше с Лу и Рэ, которые и без того были весьма сложными.
Неистовая ревность и недоверие овладели Ницше. Он писал Рэ: «Всякая близость делает ненасытным – что же до меня, то я вообще человек ненасытный». В конце концов отношения в «духовном треугольнике» испепелились, Ницше замкнулся в себе и был полностью разбит. Он снова остался в одиночестве и считал, что мир лишил его дорогой Лу и её любви. Но, даже разорвав с Лу все контакты, Ницше никогда не забывал про неё: «Из всех знакомств моей жизни, наиболее ценным и значимым было знакомство с фройляйн Саломе. Благодаря тому что я познакомился с ней, я вырос до моего Заратустры». На вершине отчаяния Ницше писал книгу, ставшую главной в его жизни, – «Так говорил Заратустра».
«Так говорил Заратустра» — книга о любви
«Так говорил Заратустра» — результат бесед с женщиной. Бесед Фридриха Ницше с Лу Саломе. По сути, это текст о любви и продиктованный любовью. Плодом отношений Ницше и Саломе стал также и главный герой этого самого известного философского сочинения Ницше, прообраз сверхчеловека – Заратустра. Книга состоит из четырех частей, каждая из которых содержит притчи, передающие личный опыт Заратустры. Завершается каждая притча словами: «Так говорил Заратустра». Истины излагаются как откровения, но смысл этих откровений до сих пор вызывает споры среди толкователей. В центре книги — фигура пророка Заратустры, полного воли и любви к людям. Суть его проповедей — в идее особой роли человеческого выбора, который призван упорядочить мир. Заратустра сам — не сверхчеловек, он только «учит» о грядущем появлении сверхчеловека. То есть того, к чему должна привести человеческая воля, человеческий дух, который сам есть «нечто, что должно превзойти». По Ницше, «человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью».
Человек, согласно философу, должен высвободить жизнь в себе самом, снять с себя цепь бремени и взрастить в себе волю. Волю к власти. Это, еще одно важное понятие философии Ницще, трактовали бесчисленное количество раз, порождая такое же количество неверных толкований. Как справедливо отмечал философ Мартин Хайдеггер, воля к власти — это вовсе не стремление захватить власть. Измученный Ницше, мыслитель-страдалец, пишет совсем не о жажде власти над кем-либо другим. Он говорит о воле к власти над собой, над личной немощью и слабостью. Именно такая воля способна давать жизнь и способна подать ей творческий импульс: «Воля освобождает: таково истинное учение о воли и свободе — ему учит вас Заратустра». Набрасывание искаженных смыслов случилось и с «афоризмом» о плётке: он вовсе не принадлежит Ницше, его не произносит и пророк — эту реплику адресует Заратустре старуха, одна из героинь книги, образ которой также можно истолковывать по-разному.
В «Так говорит Заратустра» Ницше мыслит отношения мужчины и женщины так: их союз должен нести в себе «сверхчеловеческое». В главах «Танцевальная песнь» и «Другая танцевальная песнь» Ницше витиевато пытается представить такие отношения, ещё сильнее запутывая читателей и толкователей этого текста. Многие историки философии считают, что именно Лу Саломе очень сильно повлияла на образ самого Заратустры. Ницше видел в Лу экстраординарное создание, её ум и женственность приводили философа в настоящий дионисийский экстаз. Чертами Лу Саломе, воплощенными в Заратустре, принято считать: отсутствие духа мщения, зависти, трусости, жестокости, жизнеутверждающий оптимизм и согласие с бытием. Возможно, она олицетворяла для Ницше саму Жизнь и любовь к Жизни: «Куда влечешь ты меня, неугомонное чудо мое?» И отвечала мне жизнь: «О Заратустра!.. По ту сторону добра и зла обрели мы свой остров и зеленый свой луг — мы вдвоем, одни! Потому уже мы должны быть добры друг к другу! А если мы не любим друг друга до глубины души, — разве следует сердиться, что не любишь до глубины души?.. Если бы мудрость твоя сбежала от тебя, ах! тогда мигом сбежала бы от тебя и моя любовь».
Автор: Ася Занегина
Подписывайтесь на Дзен Аси: https://zen.yandex.ru/id/5faee1d226b871531cfa9a56
#литература #философия #ницше #фридрих ницше #любовь и отношения #секс #заратустра
Источники: Ницше Ф. «Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 4», Слотердайк П. «Мыслитель на сцене. Материализм Ницше», Делёз Ж. «Тайна Ариадны», Сысолятин А. «Женские персонажи в «Так говорил Заратустра», Перцев А. Фридрих Ницше у себя дома: Опыт реконструкции жизненного мифа», Синеокая Ю. «Фридрих Ницше и Лу Саломе: «На гребнях волн бытия»